Судья Пестов Д.И. дело № 7р-193/2023
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 13 ноября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н., рассмотрев жалобу администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» на постановление заместителя начальника Горномарийского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Глунцовой М.В. от 4 августа 2023 года <№>-АП, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», юридический и фактический адрес: <адрес>, ИНН: <№>, ОГРН: <№>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Горномарийского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Глунцовой М.В. от 4 августа 2023 года, администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2023 года указанное постановление изменено, в резолютивной части постановления вместо «администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» постановлено указать «администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба мэра г. Козьмодемьянска Козлова М.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Герасимова С.А. просит отменить указанные постановление и решение, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Указывает, что при рассмотрении дела должностным лицом не было установлено лицо, совершившее административное правонарушение и привлекаемое к административной ответственности, поскольку согласно постановлению к административной ответственности привлечена администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район». Поскольку решением суда на администрацию возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года и до 1 августа 2023 года организовать уличное освещение по ул. Весенняя г. Козьмодемьянска и провести ремонт дорог местного значения ул. Строителей г. Козьмодемьянск от дома 17 до дома 39 ул. Весенняя, а именно от дома 39 ул. Строителей до дома 63 ул. Свободы г. Козьмодемьянска, установление судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований – до 27 февраля 2023 года неправомерно, поскольку срок исполнения обязательства не наступил. Администрацией предпринимались все зависящие от нее меры по исполнению требований исполнительного документа – заключены договор на поставку светодиодных светильников и муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, что свидетельствует об отсутствии вины администрации. Исполнение решения суда требует соответствующего решения Собрания депутатов городского округа «Город Козьмодемьянск» о внесении изменений в бюджет города в части выделения денежных средств на исполнение решения суда в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета и проведения в последующем закупки для муниципальных нужд. В настоящее время решение суда исполнено в полном объеме. Нарушение сроков исполнения решения суда связно с обстоятельствами, не зависящими от администрации. Также указано, что не рассмотрен вопроса о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Защитник, законный представитель администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», должностное лицо административного органа на рассмотрение жалобы не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив жалобу, проверив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении <№>-АП, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, материалы исполнительного производства <№>-ИП, материалы административного дела № 2а-1-641/2022, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве») определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьями 5 и 6 указанного Федерального закона установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 113 Закона об исполнительном производстве, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от12 октября 2022 года на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года организовать уличное освещение по ул. Весенняя г. Козьмодемьянска; в срок до 1 августа 2023 года произвести ремонт автомобильных дорог местного значения ул. Строителей г. Козьмодемьянск от дома 17 до дома 39; ул. Весенняя, а именно от дома 39 ул. Строителей до дома 63 ул. Свободы г. Козьмодемьянска.
Решение суда вступило в законную силу, 15 февраля 2023 года для его исполнения Горномарийским районным судом Республики Марий Эл выдан исполнительный лист № ФС <№>.
22 февраля 2023 года судебным приставом-исполнителем на основании указанного исполнительного листа в отношении должника администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» возбуждено исполнительное производство <№>-ИП о возложении обязанности в срок до 1 марта 2023 года организовать уличное освещение по ул. Весенняя г. Козьмодемьянска; в срок до 1 августа 2023 года произвести ремонт автомобильных дорог местного значения ул. Строителей г. Козьмодемьянск от дома 17 до дома 39; ул. Весенняя, а именно от дома 39 ул. Строителей до дома 63 ул. Свободы г. Козьмодемьянска.
22 февраля 2023 года в адрес должника направлено требование об организации в срок до 1 марта 2023 года уличного освещения по ул. Весенняя г. Козьмодемьянска и предоставлении в срок до 2 марта 2023 года документов, подтверждающих его исполнение.
1 марта 2023 года судебному приставу-исполнителю должником направлено уведомление о проведении подготовительных мероприятий, закупке материалов и оборудования для организации уличного освещения и заключении в последующем необходимых договоров на монтаж оборудования.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 5 апреля 2023 года с администрации взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13 апреля 2023 года.
6 апреля 2023 года должнику вручено новое требование об исполнении требования исполнительного документа в части организации уличного освещения по ул. Весення г. Козьмодемьянска в срок до 13 апреля 2023 года.
11 апреля 2023 года должник уведомил судебного пристава-исполнителя, что приобретены светильники, проводятся подготовительные работы для монтажа оборудования, планируемый срок выполнения данных работ – конец апреля 2023 года. Судебному приставу-исполнителю представлены заключенный контракт и технические условия на его выполнение.
3 мая 2023 года должник уведомил судебного пристава-исполнителя об исполнении требования об организации уличного освещения. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что требование не исполнено, уличное освещение не организовано, о чем судебным приставом-исполнителем составлен акт от 6 июля 2023 года.
В связи с указанным должнику 7 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение, разъяснено содержание статьи 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также направлено требование о необходимости в срок до 20 июля 2023 года исполнить решение суда по делу № 2а-1-641/2022 в части, а именно: организовать уличное освещение по ул. Весенняя г. Козьмодемьянска и представить документы, подтверждающие исполнение решения суда в данной части. Предупреждение и требование получено администрацией 7 июля 2023 года.
В связи с неисполнением данного требования 4 августа 2023 года судебным приставом-исполнителем Горномарийского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя администрации, согласно письменным пояснениям которого решение суда в полном объеме в данной части будет исполнено в период с 24 по 28 июля 2023 года.
Факт неисполнения должником требования от 7 июля 2023 года послужил основанием для привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы администрации на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности вины администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого администрации административного правонарушения и ее вина подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении исполнительного производства <№>-ИП от 22 февраля 2023 года (л.д. 27-28), копией исполнительного листа по делу №2-1-641/2022 (л.д. 25-26), постановлением о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 5 апреля 2023 года (л.д. 29), предупреждением об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа от 7 июля 2023 года (л.д. 30-31), требованием от 7 июля 2023 года (л.д. 32), протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2023 года (л.д. 8-10), копией решения суда от 12 октября 2022 года, а также иными доказательствами, представленными в материалы дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства оформлены должностным лицом в рамках выполнения своих служебных обязанностей, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Должностное лицо административного органа, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
Из материалов дела достоверно следует, что администрация не исполнила содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Должник - администрация не представила судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера, не предприняла все возможные действия для его исполнения, что противоречит принципу обязательности судебных актов, закрепленному в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», и необходимости его неукоснительного исполнения и соблюдения.
Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона об исполнительном производстве, тогда как в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрацией своевременно приняты все зависящие от нее необходимые, достаточные и реальные меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, на соблюдение Закона об исполнительном производстве и об органах принудительного исполнения Российской Федерации, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, также отсутствуют доказательства невозможности исполнения должником законного требования судебного пристава-исполнителя вследствие объективно препятствующих обстоятельств, находящихся вне его контроля.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа неимущественного характера, и законного требования судебного пристава-исполнителя, не установлено, напротив, у должника по указанному исполнительному производству при должной степени усердия и осмотрительности, направленных на исполнение судебного акта, имелась возможность совершить все необходимые для данной цели действия, однако администрацией допущено бездействие и, несмотря на период времени, истекший с момента вступления судебного акта в законную силу, пренебрегло своей обязанностью его исполнить.
Вопреки доводам жалобы уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией указанного решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется. Доказательств объективного характера, возникших не по вине администрации, материалы дела не содержат. Финансовые взаимоотношения между органами местного самоуправления в данном случае не может быть отнесено к такому обстоятельству.
Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда в полном объеме в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено. Направление администрацией в адрес службы судебных приставов письма об исполнении решения суда в полном объеме после составления протокола об административном правонарушении, как верно указано судьей районного суда, не свидетельствует о принятии должником всех возможных и зависящих от него мер к исполнению решения суда и требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки. Исполнение судебного решения имело место после истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем. С учетом всех обстоятельств данного дела приведенное обстоятельство не свидетельствует о наличии обстоятельств для замены назначенного наказания на предупреждение. Штраф за совершенное правонарушение назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства на необходимость исполнения должником в пятидневный срок, в том числе решения суда в части ремонта автомобильной дороги не свидетельствует о допущенный нарушениях, поскольку к административной ответственности администрация привлечена в связи с неисполнением требования от 7 июля 2023 года, которое не содержит указания на необходимость исполнения решения суда в указанной части.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела должностным лицом не было определено лицо, совершившее административное правонарушение и привлекаемое к административной ответственности, не влечет отмену оспариваемых постановления и решения судьи. Как правильно установлено судьей районного суда, в резолютивной части постановления от 4 августа 2023 года должностным лицом допущена явная техническая ошибка, вместо «администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» указано «администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район». При этом виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, признана администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». Указанная описка устранена решением судьи районного суда. Наличие указанной описки законность и обоснованность обжалуемого постановления под сомнение не ставит, поскольку из текста самого постановления, протокола об административном правонарушении и иных материалов дела следует, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», являющейся должником по исполнительному производству. Возможность исправления описки допускается положениями статьи 29.12.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов должностного лица и судьи районного суда, направлены на иную оценку представленных доказательств и обстоятельств дела, что не может являться основанием к отмене верного по существу постановления должностного лица и решения судьи.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на установленные институты государственной власти. В связи с отсутствием установленных законом оснований назначенное наказание не может быть заменено на предупреждение, в том числе по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ, так как правонарушение не было выявлено в ходе осуществления государственного, муниципального контроля (надзора), проведенного по правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Отсутствие реквизитов для уплаты назначенного административного штрафа не свидетельствует о безусловной незаконности состоявшегося постановления и не влечет его отмену.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения судьи, не установлено, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Горномарийского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Глунцовой М.В. от 4 августа 2023 года <№>-АП, с учетом изменений, внесенных решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» оставить без изменения, жалобу защитника администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Герасимовой С.А. - без удовлетворения.
Судья И.Н Смышляева