дело №2-2114/2024
УИД 61RS0023-01-2024-001909-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15мая 2024 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Шевыревой О.Б.
при секретаре Сутайкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Дьякова Н.А. к Администрации г.Шахты о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в 1985 году на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности №701 от 10.02.1984г., за счет собственных средств, отцом истца Улещенко А.Ф. был возведен индивидуальный жилой дом, площадью 41 кв.м., расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, д. 6а (ранее ул. Каштановая, 6).
При строительстве к дому были подведены все коммуникации и обустроен земельный участок.
12.01.2001 г. Улещенко А.Ф. умер, не успев оформить право собственности на домовладение.
Единственным наследником по закону является его дочь – истец по настоящему делу Дьякова (ранее Степакова Н.А.) Н.А., что подтверждается справкой нотариуса от 02.02.2023г. №85.
Истец зарегистрирована по указанному адресу с 1995 года, что подтверждается домовой книгой и проживает по настоящее время.
Жилой дом по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, д. 6а поставлен на кадастровый учет с номером 61:59:0000000:15973 и размещается в сложившихся границах земельного участка, площадью 379,2 кв.м. и не выходит за его пределы.
При обращении истца как наследника первой очереди к нотариусу, в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом было отказано, поскольку наследодателем при жизни не было зарегистрировано его право в установленном законом порядке.
Между тем, истец фактически вступила во владение и управление наследственным имуществом, жилым домом.
Согласно техническому заключению ООО «АКБ» от 22.02.2024г. одноэтажный жилой дом лит. «А,а,а1» по ул. Каштановая, 6а в г. Шахты размещается в сложившихся границах земельного участка и не выходит за его пределы. Строительные конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям санитарных, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории РФ.
Обследованное здание соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащихся в иных документах, не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истица принимала меры к легализации жилого дома и обращалась в Администрацию г. Шахты за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию, однако Администрацией г. Шахты ей было отказано, как лицу, не имеющему право на обращение с соответствующими заявлениями.
Просит суд признать за Дьякова Н.А., 09.11.1979 г.р., уроженкой г. Шахты Ростовской области, право собственности на жилой дом литер «А,а,а1», общей площадью 41 кв.м., с кадастровым номером 61:59:0000000:15973, расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, 6а.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело в отсутствии не явившихся участников процесса рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Право наследования, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч.1,4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а так же независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 25, 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что в 1985 году на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности №701 от 10.02.1984г., за счет собственных средств, отцом истца Улещенко А.Ф. был возведен индивидуальный жилой дом, площадью 41 кв.м., расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, д. 6а (ранее ул. Каштановая, 6).
При строительстве к дому были подведены все коммуникации и обустроен земельный участок.
12.01.2001 г. Улещенко А.Ф. умер, не успев оформить право собственности на домовладение.
Единственным наследником по закону является его дочь – истец по настоящему делу Дьякова (ранее Степакова) Наталья Александровна, что подтверждается справкой нотариуса от 02.02.2023г. №85.
Из ответа ВРИО нотариуса Климовой Е.П. от 10.04.2024г. №375 следует, что после гр. Улещенко А.Ф., умершего 12 января 2001года, заведено наследственное дело № 27715835-678/2001.
С заявлением о принятии наследства по закону обратилась11 июля 2001 г. - дочь Степакова Н.А., зарегистрированная поадресу: Ростовская область г. Шахты ул. Каштановая, дом 6-а.
С заявлением об отказе от наследства в пользу гр. Степакова Н.А. обратились:
11 июля 2001 г. - дочь Ущеленко О.А., зарегистрированный по адресу: Ростовская область г. Шахты ул. Каштановая, дом 6.
11 июля 2001 г. - супруга Ущеленко Р.А., зарегистрированный по адресу: Ростовская область г. Шахты ул. Каштановая, дом 6.
Никаких других заявлений об отказе либо о принятии наследства от других наследников в наследственном деле нет.
Как следует из выписки из ЕГРН от 02.03.2024г., дом, расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, д. 6а является учтенным объектом недвижимости (кадастровый №61:59:0000000:15973); на него имеется технический паспорт по состоянию на 23.11.1985 г.; составлена справка МУП г. Шахты «БТИ» о технической инвентаризации, а также заключение о техническом состоянии здания по состоянию на 22.02.2024г.
Согласно домовой книге Дьякова (ранее Степакова, ранее Улещенко А.Ф.) Н.А. проживает по адресу: г. Шахты, ул. Каштановая, д. 6а с рождения и зарегистрирована в доме с 1995 г.
Владение Улещенко А.Ф. и, впоследствии, Дьякова Н.А. жилым домом и земельным участком никем, в том числе Администрацией г. Шахты, не оспаривалось.
Каких-либо требований о сносе дома либо его безвозмездном изъятии по правилам статьи 109 ГК РСФСР (действовавшей с 1964 года) или по правилам статьи 222 ГК РФ (действующей в настоящее время), а также требований об истребовании земельного участка, необходимого для обслуживания дома, не заявлялось.
С технической точки зрения спорный дом не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно техническому заключению ООО «АКБ» от 22.02.2024г. одноэтажный жилой дом лит. «А,а,а1» по <адрес> в <адрес> размещается в сложившихся границах земельного участка и не выходит за его пределы. Строительные конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям санитарных, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории РФ.
Обследованное здание соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащихся в иных документах, не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дом был построен на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; сам по себе дом является учтенным объектом недвижимости и не создает угрозу жизни и здоровью граждан; отец истцов открыто, непрерывно и добросовестно в с 1985 года пользовался спорным жилым домом и земельным участком для постоянного проживания, истец продолжает проживать в доме в настоящее время, несет бремя расходов на содержание дома, имеются все основания для признания права собственности истца на данный жилой дом.
Иной подход ограничивал бы применение статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и введение в гражданский оборот недвижимого имущества, возведенного в период действия гражданского законодательства, не предусматривавшего признание права собственности на самовольную постройку, и в отношении которого истекли сроки предъявления требований о сносе (аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КГ17-22).
Проанализировав изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, находящимися в материалах дела, исследованными в судебном заседании на которые суд сослался ранее.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Дьякова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом литер «А,а,а1», общей площадью 41кв.м., с кадастровым номером 61:59:0000000:15973, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Б. Шевырева