Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1385/2023 ~ М-419/2023 от 15.02.2023

        Дело

решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                    ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего- Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседанияАушевой М.Я.,

с участием представителя истца Коригова М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>5, представителя МВД по <адрес> Газгиреева М.У., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барахоева И. С. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав,

установил:

Барахоев И.С. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с 1992 по 2012 годпроходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия его с учета послужило наличие у его супруги на праве собственности жилого помещения общей площадью 108 кв.м., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, а также жилое помещение общей площадью 40 кв.м. по адресу: с.<адрес>.

Полагая указанное решение незаконным и необоснованным, просит судпризнать незаконным решение МВД по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; возложить на МВД по <адрес> обязанность по восстановлению его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет.

В судебном заседании представитель истца Коригов М.А. поддержал исковыетребования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Газгиреев М.У. просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент подачи истцом заявления о постановке на учет) основаниями для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлись, в частности, обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы, отсутствие собственного жилья.

Статьей 31 ЖК РСФСР предусматривалось, что заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в период подачи истцом заявления о постановке на учет был регламентирован постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335"О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, в том числе на предприятиях, в учреждениях, организациях. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12). Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 14).

Пунктом 1.4.1 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18"Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения заявления соответствующей жилищно-бытовой комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

Статьей 5 названного Федерального закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч.2 ст.6 Федерального закона).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345,закреплено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России (пункт 2).

Согласно Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений», утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 169, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.

В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 9).

Жилищно-бытовая комиссия подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10).

Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Барахоев И.С. с 1992 года по 2012 год проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ Барахоев И.С. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 2 ст. 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Закона РФ «О милиции».

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято решение, оформленное протоколом , которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному ст. 29 ЖК РСФСР. Жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> установила, что супруге истца на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 108 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение общей площадью 40 кв.м. по адресу: с.<адрес>. Таким образом, согласно выводам ответчика, норматив обеспечения жилой площадью выполняется (108:7=15,42).

Согласно ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Как видно из представленных материалов, в том числе учетного дела истца, в настоящее время Барахоев И.С. проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, с.<адрес>А, общей площадью 80 кв.м., жилой площадью 72 кв.м., принадлежащем на праве собственности Барахоевой Д.М.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости с 1998 года по настоящее время за Барахоевым И.С. объекты недвижимого имущества не значатся.

Из технического паспорта жилого дома следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, с.<адрес>А, имеет общую площадь 80 кв.м., жилую площадь 72 кв.м.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых и материальных условий с.<адрес>, Назрановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, с.<адрес>А, проживает Барахоев И.С. с семьей, состоящей из 7 человек: Костоева З.Х., Барахоева З.И., Барахоев И.И., Барахоев М.И., Барахоева З.И., Барахоева З.И.

Согласно выводам заключения комиссии Барахоев И.С. своего жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий (акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, ответчиком суду не представлено допустимых и достаточных доказательств, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, свидетельствующих об обоснованности принятого ответчиком решения. При этом суд отмечает, что приходя к выводу об обеспеченности истца жилой площадью в соответствии с нормативом предоставления, ответчик исходил из общей площади домовладения, указанной в вышеназванных документах, а не из жилой площади. Сведения, предоставленные истцом, соответствовали действительности и правомерно послужили основанием для постановки его на соответствующий учет, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеет место неправомерное снятие истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилья со стороны МВД по Республики Ингушетия.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Между тем, сведения о том, что супруге истца на праве собственности принадлежало жилое помещение были получены ответчиком задолго до принятия решения ЖБК МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Барахоева И.С. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Суд также полагает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Исходя из правового смысла приведенных выше норм закона, законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии их на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.

При таких обстоятельствах по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца принадлежавшего ейжилого помещения, данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия его и членов его семьи с жилищного учета.Таким образом, у ЖБК МВД по <адрес> не было правовых оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Установлено, что истец Барахоев И.С. с 1990 года непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения являлся гражданином, состоящим на службе в различных должностях в системе МВД по <адрес>, впоследствии уволенным в 2012 году, при общей продолжительности службы более десяти лет, не имеющим, как и члены его семьи, жилого помещения для постоянного проживания.

Также суд отмечает, чторешением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Барахоева И.С. к Министерству внутренних дел по <адрес> об оспаривании решения, действий (бездействия) должностных лиц МВД по <адрес>, удовлетворено: признаны незаконными действия должностных лиц МВД по РИ выразившиеся в нарушении очередности Барахоева И.С. в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий; на МВД по <адрес> возложена обязанность восстановить БарахоевуИ.С. очередность в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 61 названного Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или иномвиде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.

По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, установлена недопустимость пересмотра определенных вступившими в силу судебными постановлениями правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу, установленные районным судом обстоятельства сторонами по настоящему делу оспорены не были.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, защита прав истца Барахоева И.С. может быть осуществлена только путем возложения на МВД по <адрес> обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Барахоева И. С. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных правудовлетворить.

Признать незаконным решение МВД по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , в части снятияБарахоева И. С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Возложить на МВД по <адрес> обязанность по восстановлению Барахоева И. С. учетом членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с датыпервоначальной постановки на учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                             А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ

2-1385/2023 ~ М-419/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Барахоев Ибрагим Салманович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Барахоев Муса Ибрагимович
Барахоева Зухра Ибрагимовна
Барахоев Мухаммад Ибрагимович
Барахоева Зара Ибрагимовна
Костоева Зарема Хаважевна
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Подготовка дела (собеседование)
20.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.06.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.07.2023Судебное заседание
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Дело оформлено
25.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее