Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-160/2022 ~ М-148/2022 от 31.08.2022

Копия

Дело № 2-160/2022

УИД: 44RS0024-01-2022-000223-64

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

      

г. Кологрив                                                                                                  21 сентября 2022 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Караваевой Т.И.,

при секретаре Громовой М.Н.,

истец: Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области

ответчик: администрация Кологривского муниципального округа Костромской области

треть лицо: Государственное унитарное предприятие «Костромская областная аптечная база»

                  

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к администрации Кологривского муниципального округа Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Кологривского муниципального округа Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование иска указано, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.».

Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

На основании плана мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Костромской области, на 2021 год, утвержденного приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 18.12.2020 № 218, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» начальником инспекции выдано задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием Объекта от 19.01.2021 № PC-11-21.

Актом осмотра от 26.01.2021 № PC-1 1-21 установлено: Объект культурного наследия в целом находится в удовлетворительном состоянии. Требуется незамедлительное проведение работ по восстановлению работоспособности водосточной системы здания, проведение консервационных и противоаварийных мероприятий по архитектурному декору фасадов. Проведение реставрационных работ по фасадам, ремонтных работ по оконным и дверным заполнениям Объекта по результатам обследования.

16.08.1995 между органом охраны объектов культурного наследия и муниципальным предприятием «Аптека » заключен охранный договор по памятнику архитектуры.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником Объекта является муниципальное образование Кологривский муниципальный район Костромской области. Выписка из ЕГРН содержит отметку об отнесении здания к объектам культурного наследия.

Законом Костромской области от 21.05.2021№90-7-ЗКО«О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кологривского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области» Кологривский муниципальный район Костромской области преобразован в Кологривский муниципальный округ Костромской области.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный вреестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В силу указанной нормы передача объекта культурного наследия в аренду ГУП «Костромская областная аптечная база» (договор -АР/2018 от ДД.ММ.ГГГГ) не освобождает Кологривский муниципальный округ Костромской области, являющийся собственником Объекта, от выполнения установленных законом обязанностей.

Ранее в результате проведенных плановых и внеплановых проверок в отношении администрации Кологривского муниципального района Костромской области неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, в т.ч. в отношении Объекта (предписание от ДД.ММ.ГГГГ П, предписание от ДД.ММ.ГГГГ ВД).

До настоящего времени выполнение работ по сохранению Объекта не организовано. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта не выдавалось, проектная документация не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Заданий и разрешений на проведение работ в отношении Объекта инспекцией не выдавались, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Собственником Объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению Объекта. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.

Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Ответчиком на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.

На основании вышеизложенного, со ссылкой на положения ст.ст. 307, 309 ГК РФ, Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» истец просит обязать администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:

1)организовать проведение работ по восстановлению работоспособности водосточной системы здания, проведение консервационных и противоаварийных мероприятий по архитектурному декору фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я половина XIX в.» по адресу: <адрес> в срок до 30 июня 2023 года;

2)организовать проведение реставрационных работ по фасадам, ремонтных работ по оконным и дверным заполнениям объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я половина XIX в.» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию Минкультуры России на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, в срок до 30 ноября 2024 года.

Представители истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Коновалов А.С., Назарова Ю.Н., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. Считают, что сроки для исполнения требований иска, заявленные истцом, являются достаточными для исполнения решения суда, их увеличение неоправданно, приведет к еще большему разрушению здания.

          Представитель ответчика администрации Кологривского муниципального округа Костромской области, главный специалист по объектам культурного наследия отдела архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Иванова Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в судебном заседании подержала отзыв, представленный в суд. Пояснила, что фактически исковые требования их сторона признает, но просит увеличить срок исполнения: по первому требованию до 31.12.2024 г., по второму - до 31.12.2025 г., так как администрацией уже исполняется аналогичное решение по другому объекту, недостаточное финансирование не позволяет исполнить предъявленные требования в указанные сроки.

Представитель третьего лица ГУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание не явился, ходатайствовали о проведении судебного заседания без их участия, решение по иску оставляют на усмотрение суда.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований. При исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Ст. 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерациирегулируются федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно паспорту здания и учетной карточке земской аптеки, расположенному по адресу <адрес> (выходит своим западным фасадом на Центральную площадь города), оно является памятником архитектуры, датировано второй половиной XIX в.

Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры»принято на государственную охрану, в том числе, «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <адрес>, являющееся объектом культурного наследия регионального значения.

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 15.10.2015 г. №9396-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.» (Костромская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указанный объект - «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.», расположенный <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: объект культурного наследия, памятник и здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в., находится в собственности МО Кологривский муниципальный район Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды с ГУП «Костромская областная аптечная база».

Законом Костромской области от 21.05.2021№ 90-7-ЗКО«Опреобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кологривского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области» Кологривский муниципальный район Костромской области преобразован в Кологривский муниципальный округ Костромской области.

ДД.ММ.ГГГГ Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Комитета по делам культуры и искусства администрации области муниципальному предприятию Атпека-42 выдан охранный договор на памятник архитектуры «здание уездной аптеки 2-я пол. XIX в.».

Пунктом 13 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-Ф3 требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия,приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона №73-Ф3 ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурногонаследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.

В силу пп. 1-3 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 27 Закона № 73-ФЗ на собственниках (пользователях) объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.

Согласно Акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ , Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в соответствии с заданием от ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Здание уездной аптеки» 2-я пол. XIX в. по адресу: <адрес>, по итогам проведенных мероприятий установлено:

Прямоугольный в плане объем в 2 этажа, несильно вытянутый вдоль площади, завершен вальмовой кровлей. Примыкавшие со двора и выходившие торцом на <адрес> деревянные сени много лет назад заменены более крупной кирпичной пристройкой.

Общее состояние Объекта - удовлетворительное, но требуется проведение реставрационных работ по фасадам Объекта, ремонт крыши и системы водоотведения. Эксплуатируется.

Наличие и состояние отмостки установить не представилось возможным ввиду наличия снежного покрова.

Цоколь основного Объема архитектурно выделен с южной, северной и западной сторон валиком, на поздней пристройке ему вторит выступ кирпича, имитирующий псевдо цоколь. Состояние неудовлетворительное - сохранившиеся участки штукатурного покрытия серого цвета, следы сырости. Фрагментарные утраты штукатурного слоя до кирпича.

Первый этаж основного объема сложен из керамического кирпича, второй из бревен, оба этажа по фасадам оштукатурены. Объем - пристройка с восточной стороны выполнен из силикатного кирпича, по фасадам оштукатурена. Деформаций наружных стен при визуальном осмотре не выявлено.

Состояние отделки фасадов неудовлетворительное. 1 этаж основного объема имеет крупные фрагментарные утраты штукатурного и окрасочного покрытия, потертость и потемнения окрасочного (побелочного) слоев. 2 этаж основного объема - крупные фрагментарные утраты штукатурки до драни, повсеместно волосяные трещины со смещением фрагментов штукатурки, потертость и потемнение окрасочного слоя. На фасадах имеются докомпановки штукатурки серого цвета. Штукатурное покрытие поздней пристройки в целом в удовлетворительном состоянии, за исключением наличия утраты штукатурного слоя на юго-восточном углу вследствие деформации и утраты сливного колена водосточной трубы. Окрасочное покрытие имеет темные подтеки.

Крыша вальмовая. Ввиду наличия снежного покрова состояние покрытия крыши установить невозможно. Крыша обоих объемов крыта металлическими листами. Подшив дощатый, деформаций и утрат не выявлено. Вместе с тем, имеются многочисленные подтеки, потемнение древесины, утрата окрасочного слоя. Система водоотведения организована,но водосточные трубы являются неработоспособными ввиду утраты элементов. Водосточные трубы ржавые, на воронках образование льда.

Архитектурный декор фасадов местами в неудовлетворительном состоянии, преимущественно в уровне 2 этажа основного объема, углу здания. Зафиксированы утраты - навершия декорированных растительным орнаментом частей наличников второго этажа (3-я, 4-я ось западного фасада; 3-я ось южного фасада; 3-я, 4-я ось основного объема северного фасада), фрагменты пилястр северо-западного, юго-западного углов здания. На декоре повсеместно волосяные трещины и трещины по периметру цельных архитектурных деталей. Причиной разрушения стала неисправность водосточной системы на протяжении долгого времени.

Оконные заполнения столярные. Потертость окрасочного слоя.

Дверные заполнения западного и северного фасадов - металлические, не соответствующие историческому облику Объекта.

Доступ во внутренние помещения объекта не осуществлялся.

Доступ на территорию свободный. Территория в удовлетворительном состоянии.

Информационная надпись установлена.

Выводы:Объект культурного наследия в целом находится в удовлетворительном состоянии.Требуется незамедлительное проведение работ по восстановлению работоспособности водосточной системы здания, проведение консервационных и противоаварийных мероприятий по архитектурному декору фасадов.Проведение реставрационных работ по фасадам, ремонтных работ по оконным и дверным заполнениям Объекта по результатам обследования.

Кроме того, представлена фототаблица к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ .

Стороной ответчика заявлено об увеличении сроков для исполнения предъявленных требований.

Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в адрес главы администрации Кологривского муниципального района направлено предписание об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений, в том числе, в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.»: выполнить ремонт фасадов и ремонт водосточной системы. Установлен срок - до 31.12.2019 г.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Кологривского муниципального района Костромской области направлено уведомление о продлении сроков выполнения вышеуказанного предписания - до 18.01.2021 г.

ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Кологривского муниципального района Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области вновь направлено аналогичное предписание об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, о имеющихся нарушениях ответчик знал с 2017 г. До настоящего времени, в течение 5 лет, ответчиком в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я пол. XIX в.» указанные ранее в предписаниях работы не выполнены. Как установлено в ходе рассмотрения дела, данный Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.

Увеличение сроков исполнения требований иска приведет к затягиванию проведения работ, что будет способствовать еще большему разрушению памятника архитектуры регионального значения, что может привести к его утрате.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме исковых требований Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о понуждении администрации Кологривского муниципального округа Костромской области к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.

      При подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 6 000 рублей. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Ответчик администрация Кологривского муниципального округа Костромской области освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (ИНН ) удовлетворить.

Обязать администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области () исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:

1)организовать проведение работ по восстановлению работоспособности водосточной системы здания, проведение консервационных и противоаварийных мероприятий по архитектурному декору фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я половина XIX в.» по адресу: <адрес> в срок до 30 июня 2023 года;

2)организовать проведение реставрационных работ по фасадам, ремонтных работ по оконным и дверным заполнениям объекта культурного наследия регионального значения «Здание уездной аптеки, 2-я половина XIX в.» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию Минкультуры России на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, в срок до 30 ноября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий ФИО

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>а

2-160/2022 ~ М-148/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия
Ответчики
Администрация Кологривского муниципального района Костромской области
Другие
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Кологривский районный суд Костромской области
Судья
Караваева Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
kologrivsky--kst.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
01.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Подготовка дела (собеседование)
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее