Дело №2а-1621/2023
73RS0001-01-2023-001189-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Сафиной Л.Р.,
с участием представителей административного истца Садеевой Г.И., Кириллова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Валиуллиной Г.И., Хаяровой Г.З. к Агентству ЗАГС Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию факта смерти и выдать свидетельство о смерти,
У С Т А Н О В И Л :
Валиуллина Г.И., Хаярова Г.З. обратились в суд с административным иском к Агентству ЗАГС Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию факта смерти и выдать свидетельство о смерти.
Требования мотивированы тем, что 15.02.2023 ими в Межрайонный специализированный отдел ЗАГС Агентства ЗАГС Ульяновской области были поданы заявления о выдачи впервые свидетельства о смерти иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. К заявлению были приложены все истребованные документы: свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, свидетельство о браке, сообщения о смерти, паспорта, доверенности и др.
20.02.2023 административным ответчиком были приняты решения N № об отказе в выдачи им запрашиваемого документа с указанием следующих оснований: «в связи с тем, что запись смерти в отношении запрашиваемого Вами лица, составлена органом ЗАГС во <данные изъяты>, вам необходимо обратиться в Консульский департамент МИД России».
Считают указанные решения незаконными, поскольку они противоречат Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и нарушают их права и законные интересы, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, а именно невозможности без указанного документа установить факт смерти и оформить наследство, что подтверждается.
Административный ответчик имеет доступ в Федеральную государственную информационную систему «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», который представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии Федеральным законом, и возможность составления, изменения, хранения, обработки и предоставления записей актов гражданского состояния, а также иных установленных настоящим Федеральным законом сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния включаются, в том числе, документы в электронной форме, которые являются основаниями для государственной регистрации смерти.
В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния также включаются сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что иное лицо умер ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния должны находиться документы, выданные компетентными органами Франции в удостоверение акта гражданского состояния- смерти, совершенного на территории <адрес> по законам соответствующего государства в отношении гражданина Российской Федерации- иное лицо
Данный доступ в указанную систему одинаков как для административного ответчика, так и для Консульского департамента МИД России, и осуществляется посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Закон не предусматривает территориального обращения граждан, где составлена запись акта гражданского состояния
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", просили суд признать незаконными и отменить решения административного ответчика от 20.02.2023 № об отказе в выдачи свидетельства о смерти иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> <адрес>; обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию факта смерти и выдать свидетельство о смерти иное лицо на основании заявления от 15.02.2023 и документов, находящихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В судебном заседании административные истцы Валиуллина Г.И., Хаярова Г.З. участия не принимали.
Представители административных истцов в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, привели в обоснование доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Также было указано, что доводы Агентства ЗАГС Ульяновской области о том, что в Едином государственном реестре ЗАГС отсутствуют сведения о смерти, зарегистрированные иностранными органами, противоречит ФЗ "Об актах гражданского состояния». Утверждение о том, что в связи с тем, что факт смерти иное лицо уже был зарегистрирован компетентными органами Французской Республики, органы ЗАГС РФ не правомочны составить новую актовую запись о смерти и выдать свидетельство о смерти, так как повторная регистрация смерти законодательством не предусмотрена, также противоречит п. 3 ст. 13.1 ФЗ "Об актах гражданского состояния". Таким образом, сведения о смерти иное лицо должны находиться в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, поскольку компетентный орган иностранного государства регистрации акта гражданского состояния сам обязан представить не позднее чем через месяц сведения о факте регистрации акта гражданского состояния, а уполномоченные органы обязаны включить данные сведения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, на основании которых отделы ЗАГСА выдают Свидетельства о смерти.
В судебном заседании представитель административного ответчика Агентства ЗАГС Ульяновской области участия не принимал, в отзыве возражал против удовлетворения требований административного иска, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обращались в МРСО с заявлениями о выдаче свидетельства о смерти иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Республики. По итогам рассмотрения заявлений и документов, заявители получили отказ в оказании государственных услуг (письменно оформлены 20.02.2023 № №), в тексте которых имеется разъяснение алгоритма действий с целью получения свидетельства о смерти в рамках действующего законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и п. 78 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 № 307, свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, в том числе повторное, выдается органом ЗАГС Российской Федерации в подтверждение факта регистрации акта гражданского состояния, совершенного органами ЗАГС Российской Федерации на территории России. С этой целью используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре ЗАГС. Соответственно, сведения о смерти, зарегистрированные иностранными органами, в данном реестре отсутствуют. В связи с тем, что факт смерти гражданина иное лицо уже был зарегистрирован компетентными органами Французской Республики, органы ЗАГС Российской Федерации не правомочны составить новую актовую запись о смерти и выдать свидетельство о смерти, так как повторная регистрация смерти действующим законодательством не предусмотрена. Вместе с тем, вопрос истцов может быть решен согласно нормам действующего законодательства без обращения в суд. Порядок предоставления государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранных государств урегулирован совместным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2012 № 10489/124 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов». Данным правовым актом установлено, что государственную услугу в Российской Федерации оказывают: Консульский департамент МИД России, органы ЗАГС, главное управление (управление) Минюста России по субъекту Российской Федерации (далее - территориальный орган Минюста России) или Минюст России. Органы ЗАГС России и Минюста России истребуют документы с территории иностранных государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), то есть с территории стран СНГ. Документы с территории иностранных государств, не входящих в состав СНГ, истребуются Министерством иностранных дел Российской Федерации. Из обстоятельств дела следует, что запись акта о смерти иное лицо составлена компетентным органом Франции, в связи с чем истцам необходимо истребовать свидетельство о смерти с территории Французской Республики, обратившись в Консульский департамент МИД России. Помимо Агентства, истцам данный
порядок был разъяснен консульским отделом посольства России во Франции (письмо № 3625/КО от 18.10.2022). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что работники МРСО действовали исключительно в рамках закона.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Казаченко Н.В. участия в судебном заседании не принимали, судом извещались.
Выслушав представителей административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, 15.02.2023 Валиуллина Г.И., Хаярова Г.З. обращались в Межрайонный специализированный отдел ЗАГС Агентства ЗАГС Ульяновской области с заявлениями о выдаче свидетельства о смерти иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. (л.д.11,13)
По итогам рассмотрения заявлений и документов, 20.02.2023 административным ответчиком в адрес Валиуллиной Г.И., Хаяровой Г.З. были направлены письма № № с разъяснением о том, что документ, подтверждающий факт регистрации акта гражданского состояния выдается на основании соответствующей записи акта, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», а также было рекомендовано обратиться в Консульский департамент МИД России, поскольку запись акта о смерти в отношении запрашиваемого ими лица составлена органом ЗАГС во Франции. (л.д. 10,12)
Не согласившись с доводами административного ответчика, Валиуллина Г.И., Хаярова Г.З. обратились в суд с настоящим иском.
Вместе с тем, суд оснований для его удовлетворения не усматривает в связи со следующим.
Пунктом 1 ст.7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее Федерального закона N 143-ФЗ) установлено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Статьей 64 Федерального закона N 143-ФЗ определено, что основанием для государственной регистрации смерти является: документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", другим уполномоченным лицом. Форма указанного документа и порядок его выдачи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу; документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния включаются в том числе документы в электронной форме, которые являются в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 14 и абзацем вторым статьи 64 настоящего Федерального закона основаниями для государственной регистрации рождения либо государственной регистрации смерти.
В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния также включаются сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации.
Частью 4 названной выше статьи Федерального закона N 143-ФЗ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, направляет по месту своего жительства в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведения о факте такой регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния должны быть представлены не позднее чем через месяц со дня совершения компетентным органом иностранного государства регистрации акта гражданского состояния.
Порядок включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, а также состав указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ)
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 N 1193 утверждены Правила направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и включения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния".
Согласно п. 29 и п.30 указанных правил сведения о документах иностранного государства включаются в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния на русском языке. Подписание сведений о документе иностранного государства, включаемых в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" в части подписания записей актов гражданского состояния в форме электронного документа.
При включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документе иностранного государства им присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер.
Стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги предусмотрены также Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на адрес, утвержденным приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307.
В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и п. 78 Административного регламента, для проверки наличия ранее составленной на основании первичного медицинского свидетельства о смерти записи акта о смерти орган, предоставляющий государственную услугу, использует сведения Единого реестра о записи акта о смерти.
При представлении медицинского документа о смерти, выданного на территории иностранного государства, орган, предоставляющий государственную услугу, проверяет возможность осуществления государственной регистрации смерти в соответствии с международными договорами Российской Федерации и п. 1 ст. 7 Федерального закона N 143-ФЗ.
Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителя о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации смерти, сообщает заявителю о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры к их устранению.
В случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации смерти, указанных в пунктах 42, 43, 47 Административного регламента, специалист возвращает заявителю документы с объяснением причин отказа. По требованию заявителя руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, выдает письменный отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации смерти.
Таким образом, для составления актовой записи о смерти используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре ЗАГС.
Вместе с тем, согласно сообщению Агентства ЗАГС Ульяновской области от 12.04.2023, сведения о смерти иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего на территории <адрес>, зарегистрированные иностранными органами, по состоянию на 12.04.2023 в Едином государственном реестре ЗАГС не найдены.(л.д.48)
Таким образом, ввиду того, что в Едином государственном реестре ЗАГС отсутствуют сведения о смерти запрашиваемого лица, нарушений в действиях административного ответчика суд не усматривает. Повторная регистрация смерти действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, Валиуллина Г.И., Хаярова Г.З. не лишены права на обращение в Министерство иностранных дел Российской Федерации за предоставлением государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранных государств в соответствии с Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным Приказом МИД России N 10489, Минюста России N 124 от 29.06.2012
Таким образом, действия административного ответчика согласуются с положениями Федерального закона N 143-ФЗ и Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на адрес.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Валиуллиной Г.И., Хаяровой Г.З. к Агентству ЗАГС Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию факта смерти и выдать свидетельство о смерти следует отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Валиуллиной Г.И., Хаяровой Г.З. к Агентству ЗАГС Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию факта смерти и выдать свидетельство о смерти отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Бахарева
Срок изготовления мотивированного решения: 20.04.2023