Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1470/2023 (2-7897/2022;) ~ М-7853/2022 от 20.12.2022

Дело № 2-1470/2023 (2-7897/2022)            УИД 53RS0022-01-2022-011573-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2023 года                                Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,

при секретаре Морозовой В.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Великого Новгорода – Клюевой Н.В., представителя ответчика ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - Рябининой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чудовского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Чудовского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор») об обязании обеспечить освещение автомобильной дороги «<адрес> в срок до 01 мая 2023 года; об обязании устранить нарушения при содержании автомобильной дороги <адрес> в виде отсутствия водоотводных канав с 3 км+100 м по 4 км, с 7 км по 10+500 м, с 5 км по 6 км, возвышения обочины над проезжей частью на всем протяжении автомобильной дороги, наличия древесно-кустарниковой растительности высотой более 15 см на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствия дорожных знаков 6.13 «Километровый знак», а также гребенчатость покрытия на участке автомобильной дороги с 4 км по 10 км в срок до 01 апреля 2023 года.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Чудовского района по обращению жителей деревни <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, в результате которой выявлены указанные выше нарушения. Неоднократно в адрес ответчика направлялись представления об устранении выявленных нарушений. Согласно ответу ГОКУ "Новгородавтодор" выявленные нарушения должны быть устранены при поступлении необходимых финансовых средств. До настоящего времени выявленные недостатки не устранены. Непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении носит существенный характер и может иметь серьезные последствия, в связи с чем прокурор обратился в суд с указанными требованиями.

В дальнейшем прокурор Чудовского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования уточнил, сформулировав их следующим образом: «обязать обеспечить освещение автомобильной дороги «<адрес> в срок до 01 сентября 2023 года; обязать устранить нарушения при содержании автомобильной дороги «<адрес>» в виде отсутствия водоотводных канав с 3 км+100 м по 4 км, с 7 км по 10+500 м, с 5 км по 6 км, возвышения обочины над проезжей частью на всем протяжении автомобильной дороги, наличия древесно-кустарниковой растительности высотой более 15 см на всем протяжении автомобильной дороги, а также гребенчатость покрытия на участке автомобильной дороги с 4 км по 10 км в срок до 01 апреля 2023 года.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО НДКС.

Представитель истца помощник прокурора Великого Новгорода – Клюева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГОКУ "Новгородавтодор" – Рябинина Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что работы по освещению автомобильной дороги «<адрес> не включены в действующий государственный контракт по содержанию названной дороги, в связи с чем для производства их работ необходимо заключать отдельный государственный контракт в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", процедура потребует большего времени, чем требует прокурор. Кроме того, сослалась, что работы по устранению нарушений при содержании автомобильной дороги «Оскуй-Черницы» необходимо проводить в теплое время года, необходимо, чтобы отсутствовала снежно-ледовое покрытие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства инвестиционной политики Новгородской области, Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, ООО «НДКС» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).

Пунктом 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктом 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 5 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения).

В силу статьи 15 Закона об автомобильных дорогах, осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Чудовского района Новгородской области совместно с ОГИБДД УМВД России по Чудовскому району Новгородской области была проведена проверка содержания автомобильной дороги общего пользования регионального значения «<адрес> автомобильной дороги <адрес>.

Из рапорта инспектора ДПС отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Чудовскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на автомобильной дороге «<адрес>» не устраивается стационарное освещение.

Из рапорта инспектора ДПС отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Чудовскому району от 09 ноября 2022 года следует, что на автомобильной дороге «Оскуй<адрес> отсутствуют водоотводные канавы с 3 км+100 м по 4 км, с 7 км по 10+500 м, с 5 км по 6 км; имеются возвышения обочины над проезжей частью на всем протяжении автомобильной дороги; имеется древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см на всем протяжении автомобильной дороги; отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак»; имеется гребенчатость покрытия на участке автомобильной дороги с 4 км по 10 км в срок до 01 апреля 2023 года.

Решением комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 25 ноября 1996 года № 543 автомобильные дороги «<адрес>» переданы в оперативное управление ГОКУ "Новгородавтодор".

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГОКУ "Новгородавтодор" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.

В силу пункта 2.2 Устава ГОКУ "Новгородавтодор" одной из целей деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств.

Согласно пункту 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением N 520 от 29 октября 2010 года администрации Новгородской области, организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет ГОКУ "Новгородавтодор".

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 декабря 1993 года N 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Пунктом 8, подпунктами «а», «в», «г» пункта 13.2, подпункта «а» пункта 13.5, пункта 13,7 статьи 3 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, установлено, что безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы.

Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

Дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения.

Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливаются "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Кроме того, обязательными являются требования ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", которыми предусмотрено, что стационарное электрическое освещение устанавливается на участках дорог в населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе травы и древесно-кустарниковой растительности на обочинах.

Пунктом 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляются в сроки, приведенные в таблице 5.3, а именно на дорогах категории II колеи глубиной от 2,5 см и длиной от 7 м на участке полосы движения длиной 100 м должны быть устранены в срок до 7 суток.

Вышеназванные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что вышеуказанные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильных дорог и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, способствуют причинению значительного ущерба владельцам транспортных средств; выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки; доказательств обратного ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что неисполнение ГОКУ "Новгородавтодор" требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

Заявляя исковые требования, прокурор Чудовского района Новгородской области просит установить срок обеспечения освещение автомобильной дороги «<адрес>» до 01 сентября 2023 года; устранить нарушения при содержании автомобильной дороги «<адрес>» в срок до 01 апреля 2023 года.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая заявленные требования, учитывая объем и характер работ, необходимых для устранения недостатков, суд считает разумным предоставить ответчику срок для обеспечения освещение автомобильной дороги «<адрес>» до 31 декабря 2023 года; для устранения нарушения при содержании автомобильной дороги «<адрес>» - до 01 июля 2023 года.

Доводы о том, что решение суда невыполнимо в указанный прокурором срок, поскольку действует государственный контракт на содержание и ремонт указанных автодорог, которым предусмотрено выполнение работ по ремонту автодорог до конца 2023 года, а также в связи с отсутствием финансирования суд отклоняет, находя реальным и достаточным срок, установленный решением суда.

Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 3 ░░+100 ░ ░░ 4 ░░, ░ 7 ░░ ░░ 10+500 ░, ░ 5 ░░ ░░ 6 ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 4 ░░ ░░ 10 ░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

2-1470/2023 (2-7897/2022;) ~ М-7853/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Чудовского района Новгородской области
Ответчики
ГОКУ "Новгородавтодор"
Другие
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НДКС"
Министерство инвестиционной политики Новгородской области
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области
Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Пчелкина Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее