Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-118/2022 от 14.01.2022

Дело № 12-118/2022

Решение

г. Звенигово 18 февраля 2022 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Д.П. на постановление по делу об административном правонарушении № 230-м от 22 декабря 2021 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Мичуровой Г.А № 230-м от 22 декабря 2021 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее – СПК «Звениговский») привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, законный представитель СПК «Звениговский» Бирюков Д.П. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление должностного лица изменить в части назначенного размера наказания, которым в соответствии с положениями ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением, либо в соответствии с частями 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

Подробное обоснование доводов приведено заявителем в письменной жалобе.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Бирюков Д.П. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление о назначении административного наказания изменить, с учетом смягчающих обстоятельств снизить размер назначенного административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

ПредставителиВолжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Мичурова Г.А. и ФИО1 допрошенные в качестве свидетелей, подтвердили обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2021 года.

Проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

В соответствии с ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с п. 1.1. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до 31 декабря 2020 года был утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 № 50, а с 01 января 2021 года, утвержден Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 № 1029.

Согласно Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора.

Сроки получения комплексных экологических разрешений, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, составляют для объектов I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, по 31 декабря 2022 года включительно, для остальных объектов – до 01 января 2025 года.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 12 ноября 2021 года № 76-РЕ в период с 16 по 29 ноября 2020 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению СПК «Звениговский» требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, выразившееся в том, что 29 ноября 2021 года в 17 часов 30 минут по месту фактического осуществления производственной деятельности СПК «Звениговский» на объекте негативного воздействия СПК «Звениговский» - основное производство», расположенном по адресу: <адрес>, СПК «Звениговский» установлено, что отсутствует разработанный проектнормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отношении отходов «Упаковка полипропиленовая, загрязненная пестицидами 3 класса опасности (содержание пестицидов менее 6%)», код ФККО 4 38129 86 51 4, «Упаковка полиэтиленовая, загрязненная минеральными удобрениями», код ФККО 4 38112 62 51 4, и не выполнена обязанность по направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган.

Для проверяемого объекта I категории у СПК «Звениговский» имеютсяразработанные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданный Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 23.07.2019 № О-1012 со сроком действия с 23 июля 2019 года по 22 июля 2024 года.

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления, образующихся на объекте 1 категории СПК «Звениговский» - основное производство, код объекта 88-0112-001074-П, включены в раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» Программы производственного экологического контроля, утвержденной исполнительным директором от 01 августа 2019 года.

На образуемые на объекте отходы I-IV класса опасности СПК «Звениговский» оформлены и представлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, в соответствии с требованиями, установленными п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ведение учета в области обращения с отходами СПК «Звениговский» в 2020 году осуществлялось в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. За истекший период 2021 года ведение учета в области обращения с отходами организовано в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028.

Отчет по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год СПК «Звениговский» согласно информации на портале приема отчетов Росприроднадзора по эл. адресу: https://ksv.rpn.gov.ru о сдаче такого отчета через программу «Личный кабинет природопользователя» представлен 01 февраля 2021 года, что соответствует требованиям Приказа Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

В соответствии с данными учета в области обращения с отходами за 2020 год, отчетом по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год, протоколами результатов измерений проб отходов от 06 апреля 2020 года №№658/О2, 658/О1, выданных аналитической лабораторией ООО «АЛ «Экомониторинг», паспортов отходов I-IV классов опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, в процессе осуществления деятельности СПК «Звениговский» при транспортировании, хранении, использовании по назначению с утратой потребительских свойств в связи с загрязнением, образуются отходы «Упаковка полипропиленовая, загрязненная пестицидами 3 класса опасности (содержание пестицидов менее 6%)», код ФККО 4 38129 86 51 4, «Упаковка полиэтиленовая, загрязненная минеральными удобрениями», код ФККО 4 38112 62 51 4.

При этом, указанные отходы не учтены в Сведениях об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения программы ПЭК, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и для данных отходов не разработаны и не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением статьи 11, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 1.1. статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Фактические обстоятельства совершенного СПК «Звениговский» административного правонарушения полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением о проведении плановой выездной проверки №76-РЕ от 12 ноября 2021 года, актом плановой выездной проверки №84 от 29 ноября 2021 года, предписанием об устранении выявленных нарушений №56-м от 29 ноября 2021 года, протоколом об административном правонарушении №274-м от 08 декабря 2021 года, а также иными материалами дела.

Таким образом, деяния СПК «Звениговский» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении СПК «Звениговский» административного наказания должностным лицом требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Назначая наказание на основе всесторонней оценки содеянного, тяжести совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа.

Также отсутствуют основания для снижения размера назначенного административного штрафа, поскольку назначение данному юридическому лицу штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 8.12 КоАП РФ, не сможет повлечь неблагоприятных последствий, сопоставимых с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Финансовое и имущественное положение СПК «Звениговский» позволяют уплатить административный штраф в назначенном размере, уплата которого не повлечет за собой возникновение значительных финансовых трудностей для юридического лица и не создаст существенных препятствий для организации производственной деятельности.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого является защита окружающей среды, оснований для признания его малозначительным и освобождения СПК «Звениговский» от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Постановление о привлечении СПК «Звениговский» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Таким образом, существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, должностным лицом не допущено.

В связи с этим, обжалованное постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Мичуровой Г.А № 230-м от 22 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Бирюкова Д.П. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Тарасов

12-118/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
СПК Звениговский
Суд
Звениговский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Тарасов Е.В.
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
zvenigocsky--mari.sudrf.ru
17.01.2022Материалы переданы в производство судье
18.02.2022Судебное заседание
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее