Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Аравиной Н.А.,
с участием прокурора Пижамовой О.И.,
представителей административного истца Воронина Д.А., Полехова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1008/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов 9400, 9435 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.11.2017 № 1647, пунктов 9171, 9201 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608, пунктов 10123, 10157 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201, пунктов 8787, 8817 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014, пунктов 8663, 8693 приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, пунктов 8532, 8555 приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, со дня их принятия, указывая, что является собственником здания с кадастровым номером 63:009:0102155:1102 – фруктохранилище 1-ая очередь, площадью 17723,9 кв.м., адрес: <адрес>, здания с кадастровым номером № – фруктохранилище 2-я очередь, площадью 17827,2 кв.м., адрес: <адрес>, стр.1. Включение зданий в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Административный истец просил заявленные требования удовлетворить, а также взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 27 000 рублей.
Представители административного истца по доверенности Полехов И.М., Воронин Д.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований и указал, что складские здания, также учитываются при включении в Перечни как объекты, назначение которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещение торговых объектов. Учитывая, что спорные объекты имеют наименования «Фруктохранилище 1-ая очередь», «Фруктохранилище 2-ая очередь», расположены на земельном участке с разрешенным использованием «для эксплуатации фруктохранилища», министерство правомерно включило их в оспариваемые Перечни на основании п. 4 ст.378.2 НК РФ. По состоянию на текущую дату, решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости министерством не принималось.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителей административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 № 283 (30178), от 02.11.2017 № 285 (30180), от 16.11.2017 № 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 опубликован в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 9400 (на 2018 год), под пунктом 9171 (на 2019 год), под пунктом 10123 (на 2020 год), под пунктом 8787 (на 2021 год), под пунктом 8663 (на 2022 год приложение № 1), под пунктом 8532 (на 2023 года приложение № 1) включен объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, наименование: Фруктохранилище 1-ая очередь, назначение: нежилое, площадью 17723,9 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.11.2022.
В вышеуказанные перечни под пунктом 9435 (на 2018 год), под пунктом 9201 (на 2019 год), под пунктом 10157 (на 2020 год), под пунктом 8817 (на 2021 год), под пунктом 8693 (на 2022 год приложение № 1), под пунктом 8555 (на 2023 года приложение № 1) включен объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, наименование: Фруктохранилище 2-я очередь, назначение: нежилое, площадью 17827,2 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, стр.1, принадлежащее на праве собственности ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.11.2022.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, здание имеет наименование: Фруктохранилище 1-ая очередь, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом на здание, составленным МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 23.01.2006, здание включает в себя: - 1 этаж: подвал дошников, венткамера, коридор, насосная, 1(1) этаж: тамбур, коридоры, лестничная клетка, бытовка, лифт, мед кабинет, физ кабинет, вент камеры, кабинеты, раздевалка, гардероб, душевая, умывальник, сатуратор, туалет, эл щитовая, склады, тепловой пункт, сушка, крахмальн цех, подготов отделение, кладовая тары, моечная тары, картоф цех, сушка, весовая, холодильная камера, бытовка, чистка картофеля, цех, туалеты, емкости, камеры, камера хран картоф, подстанция, овощной цех, экспедиция, цеха, лаборатория, дистиляторная, зарядная, мастерские, помещение талых вод, КТП, тепловой пункт, маш отделение, 1(2) этаж: столовые площадью 13,3 кв.м., 12,3 кв.м., 14,1 кв.м., коридоры, лестничная клетка, подсобные, кабинеты, мойка, кухня площадью 11,8 кв.м., обеденные залы площадью 10,8 кв.м., 72,9 кв.м., 17,8 кв.м., туалеты, бытовые помещ, душ, гардероб, тех антресоль, комната отдыха, вент камеры, площадки, приборная, КИП, рег станция, склады.
При этом суд полагает, что наименования помещений «кабинеты» не является тождественным наименованию «офисы», площадь помещений столовой - 13,3 кв.м., 12,3 кв.м., 14,1 кв.м., кухни – 11,8 кв.м., обеденных залов - 10,8 кв.м., 72,9 кв.м., 17,8 кв.м., всего 153 кв.м. составляет менее 20% от общей площади здания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, здание имеет наименование: Фруктохранилище 2-я очередь, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом на здание, составленным МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 13.11.2009, здание включает в себя: - 1 этаж: подвал дошников, венткамера, коридор, насосная, лестничная клетка, 1 этаж: тамбур, кабинеты, кладовка, туалеты, лестничные клетки, гардероб, душевая, преддушевая, подсобные, вент камера, мед кабинет, лифт, бытовки, склады, тепловой пункт, мастерская, цех, камеры, емкости, подстанция, маш отделение, щитовая, душ, КТП, помещение талых вод, аппаратная, зарядная, техн помещение, 1 этаж 2 уровень: кабинеты, вент камеры, площадки, лестничная клетка, коридор, склады, 2 этаж: кабинеты, туалет, лестничная клетка, коридоры, гардероб, преддушевая, душевая, подсобные, вент.камера, 3 этаж: кабинеты, подсобное, туалеты, лестничная клетка, вент.камера, шкафы, лестничная клетка, коридор.
Суд также полагает, что наименования помещений «кабинеты» не является тождественным наименованию «офисы».
Здания расположены в пределах земельного участка с кадастровыми номерами 63:09:0102155:84, имеющим вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации фруктохранилища (зона № ПК-3), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2023..
С учетом изложенного, суд полагает, что рассматриваемые здания не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ. Наименование нежилых зданий, в совокупности с их техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, однозначно не предполагают размещение объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Суд не принимает акты ООО «ОГК-САМАРА» от 25.11.2022 № А-023/11-22, от 25.11.2022 № А-024/11-22, поскольку осмотры фактического использования зданий произведены после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно договору от 26.11.2018 № 3978, заключенному между ООО «Транспортные Технологии» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 104 – 209,4 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада.
Основным видом деятельности ООО «Транспортные Технологии» является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351527.
Согласно договору от 05.12.2018 № 3974, заключенному между ООО «ТВОЙ ДОМ» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), дополнительному соглашения к договору от 20.02.2019, арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 71 – 561,9 кв.м.,№ 40 – 139, 2 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада мебели.
Основным видом деятельности ООО «ТВОЙ ДОМ» является торговля розничная мебелью в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351451.
Согласно договору от 14.12.2018 № 3998, заключенному между ООО «СеАнТа» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), дополнительному соглашению к договору от 22.07.2019, арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 72 – 500,0 кв.м., 300,0 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада мебели.
Основным видом деятельности ООО «СеАнТа» является торговля розничная одеждой в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351434.
Согласно соглашению о расторжении договора от 30.01.2020, стороны расторгли договор от 14.12.2018 № 3998.
Согласно договору от 23.05.2018 № 3718, заключенному между ООО «Нурия-Ани» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 2-м этаже –181,8 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации производственной деятельности.
Основным видом деятельности ООО «Транспортные Технологии» является деятельность предприятия общественного питания по прочим видам организации питания, дополнительные виды деятельности: производство мяса и пищевых субпродуктов, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351406.
Согласно договору от 11.05.2018, заключенному между ООО «МебельХолл» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 71 – 561,9 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада мебели.
Основным видом деятельности ООО «МебельХолл» является торговля розничная мебелью в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14342043.
Согласно договору от 14.05.2018, заключенному между ООО «Лидер» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 153 – 67 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада ТМЦ.
Основным видом деятельности ООО «Лидер» является торговля оптовая мясом и мясными продуктами, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351362.
Согласно договору от 17.12.2018 № 4001, заключенному между ООО «Курьер-Экспресс» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещения №№ 112, 113 – 109,0, 5,9 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада ТМЦ.
Основным видом деятельности ООО «Транспортные Технологии» является деятельность курьерская, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351342.
Согласно договору от 04.12.2018 № 3965, заключенному между ООО «Аура» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже № 122 – 100 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада запчастей.
Основным видом деятельности ООО «Аура» является торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14341998.
Согласно договору от 05.09.2018, заключенному между ООО «АЛТЭКС» (арендатор) и ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» (арендодатель), арендатору передано нежилое помещение на 1-м этаже №№ 29, 124 – 11,8 кв.м., 140,2 кв.м., расположенного в здании Фруктохранилища, 1-я очередь, с целью организации склада.
Основным видом деятельности ООО «АЛТЭКС» является торговля оптовая пивом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2023 № ЮЭ9965-23-14351271.
Иных доказательств фактического использования рассматриваемых объектов недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания, общественного питания не представлено.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.
В том случае, если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.
В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При подаче административного иска, административный истец уплатил государственную пошлину в размере 27 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 27.01.2023 № 263.
С учетом удовлетворения административных исковых требований, суд полагает, что государственная пошлина подлежит возврату административному истцу путем ее взыскания с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом 9400 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 9435 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом 9171 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 9201 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом 10123 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 10157 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом 8787 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 8817 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом 8663 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 8693 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом 8532 объекта недвижимости с кадастровым номером №, под пунктом 8555 объекта недвижимости с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 27 000 рублей.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.04.2023.
Судья: М.А.Панкова