Мотивированное решение составлено 25 мая 2022 года
66RS0020-01-2022-000050-51
Дело № 2-450/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,
с участием представителя процессуального истца помощника Белоярского межрайонного прокурора Лыткиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Белоярского городского округа, Бруснятской сельской управе Администрации Белоярского городского округа о возложении обязанности ликвидировать свалку,
установил:
Белоярский межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнений просит обязать Администрацию Белоярского городского округа организовать ликвидацию, а Бруснятскую сельскую управу Администрации Белоярского городского округа - ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на землях, право собственности на которые не разграничено, к югу от северной части земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенном в <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер>, находящимся в частной собственности, и на расположенных к югу от северной части указанного земельного участка землях, право собственности на которые не разграничено, расположенном в <адрес>, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Объект выведен из эксплуатации, однако на указанном участке имеется накопление твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Лыткина Е.О. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, считала возможным установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа Черемина Е.Г. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила письменный отзыв, в котором указала, что Администрация Белоярского городского округа не признает исковые требования в части установления срока в три месяца, поскольку считает данный срок неприемлемым. Для ликвидации свалки необходимо составить смету, обратиться в Думу Белоярского городского округа для выделения бюджетных средств на финансирование мероприятий по ликвидации свалки, провести закупку работ для обеспечения ликвидации свалки. При проведении работ по ликвидации свалки будет использован конкурентный способ закупки – электронный аукцион, процедура проведения которого требует длительного времени. Проведение аукциона должно предшествовать выделение бюджетных средств, внесение изменений в план-график закупок на финансовый год, его размещение в единой информационной системе закупок, обоснование начальной цены закупки. С учетом проведения всех указанных мероприятий исполнение решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу не представляется возможным по объективным причинам, необходим срок не менее одного календарного года.
Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа Панченко К.О. в письменном отзыве указала, что свалка твердых бытовых отходов в <адрес> расположена на земельном участке с кадастровым номером <номер>, находящимся в собственности ООО «Уралстройкомплекс», и на расположенных к югу от северной части указанного земельного участка землях, право собственности на которые не разграничено, в связи с чем ООО «Уралстройкомплекс» следует привлечь к участию в деле в качестве ответчика, поскольку органы местного самоуправления несут бремя содержания земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земель, право собственности на которые не разграничено, и не несут ответственность за содержание земельных участков, находящихся в частной собственности.
Представитель ответчика Бруснятской сельской управы Администрации Белоярского городского округа, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства – по электронной почте, а также путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
Учитывая сведения о надлежащем извещении ответчиков, на основании частей 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской округа Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положениям ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу положения ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 3.1 Положения о Бруснятской сельской Управе Администрации Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 26 апреля 2006 года № 38, в полномочия Управы входит организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, находящимся в собственности ООО «Уралстройкомплекс», и на расположенных к югу от северной части указанного земельного участка землях, право собственности на которые не разграничено, расположенном в <адрес>, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Указанный факт подтверждается актом от <дата>, сведениями об объектах размещения коммунальных отходов по состоянию на <дата>, и не оспаривается ответчиками.
Ответчиками в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств исполнения обязанности по ликвидации свалки на момент рассмотрения дела.
Прокурором заявлены требования о ликвидации той части свалки, которая расположена на землях, право собственности на которые не разграничено. Суд, рассматривая спор лишь в пределах заявленных требований, считает, что требования подлежат удовлетворению именно к ответчикам, поскольку не имеется оснований как для привлечения к участию в деле ООО «Уралстройкомплекс», к которому требований не заявлено, так и для возложения на ответчиков обязанности по ликвидации всей свалки, то есть и той ее части, которая расположена на земельном участке ООО «Уралстройкомплекс».
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчики возражает против установления такого срока исполнения решения, указывают, что для исполнения решения необходим срок не менее одного календарного года, однако каких-либо конкретных доводов и доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения в более короткий срок, не приводит.
Таким образом, оценивая баланс публичных и частных интересов, принимая во внимание необходимость обеспечения безопасного обращения с отходами, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, суд считает, что срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечивает реальную возможность совершения всего комплекса действий, направленных на исполнение возложенной решением суда обязанности в определенный судом промежуток времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Белоярского городского округа, Бруснятской сельской управе Администрации Белоярского городского округа о возложении обязанности ликвидировать свалку - удовлетворить.
Возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на землях, право собственности на которые не разграничено, к югу от северной части земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес> <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Бруснятскую сельскую управу Администрации Белоярского городского округа обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на землях, право собственности на которые не разграничено, к югу от северной части земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес> <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области
Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко