Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-433/2024 ~ М-254/2024 от 02.04.2024

№2-433/2024

УИД 11RS0016-01-2024-000548-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании «13» мая 2024 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Зеленец о возложении обязанности установить прибор учета тепловой энергии,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском к МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец о возложении обязанности установить прибор учета тепловой энергии и ввести его в эксплуатацию в помещениях №1 и №3 в здании МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, расположенном по адресу: Сыктывдинский район, с. Зеленец, II квартал, д.11А. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в здании МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, отсутствует прибор учета тепловой энергии. При этом технические условия для оснащения здания прибором учета тепловой энергии у объекта имеются.

Прокурор Нестеренко А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление, в котором признала заявленные прокурором требования в полном объеме.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми и МУП «Энергия», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №261-ФЗ).

Понятие энергосбережения и энергетической эффективности определены ст.2 названного Федерального закона №261-ФЗ, в соответствии с которой энергоснабжением является реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В свою очередь, энергетическим ресурсом является носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Согласно ст.4 Федерального закона №261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: 1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; 2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; 4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В силу ч.9 ст.11 Федерального закона №261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Иных исключений при реализации обязательств, установленных законом в сфере повышения энергетической эффективности, не определено.

В соответствии с ч.7 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи.

Согласно ст.24 Федерального закона №261-ФЗ муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях: 1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; 2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны представлять ежеквартально информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых такими учреждениями энергетических ресурсов и воды, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона (ч.2.2 ст.24).

Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда) (ч.3 ст.24).

В силу п. 2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

На основании ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждения, за которыми имущество закреплено нa праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, из положений п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ следует, что у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, имеются полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, которые ограниченны только законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Согласно п. 1.5 Устава МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец расположено по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец, II квартал, д. 11а.

В соответствии с п. 1.9 Устава МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец является некоммерческой организацией, за которой закреплено обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности на праве оперативного управления.

Центр от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центр имеет лицевой счет и отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами (п. 1.11).

Пунктом 4.1.1 Устава установлено, что Центр обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В соответствии с п. 5.1, 5.2 Устава имущество Центра закрепляется за ним на праве оперативного управления. Центр владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности.

Судом установлено, что право оперативного управления МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец на помещение 1 и помещение 3 в здании по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец, II квартал, д. 11а зарегистрировано в установленном порядке 30.12.2016.

17.10.2022 МУП «Энергия» направило в адрес МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец технические условия для проектирования коммерческого узла учета тепловой энергии в МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец

До настоящего времени прибор учета тепловой энергии в помещениях 1,3 здании МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, расположенном по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец, II квартал, д. 11а, не установлен и в эксплуатацию не введен, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

С учетом установленных обстоятельств и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что обязанность по установке и введению в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии лежит именно на МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, поскольку указанное муниципальное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления.

Неисполнение ответчиком обязанности по оснащению здания МБУДО «Детско-юношеский центр» с. Зеленец приборами учета тепловой энергии приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и, как следствие, к нерациональному использованию энергетических ресурсов, нарушению принципа оптимизации бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов, нарушает право государства на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одновременно с этим нарушаются и права неопределенного круга лиц, обладающих правом на повышение заработной платы за счет средств экономии.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд с учетом требований разумности и справедливости, полагает заявленный прокурором срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение, разумным.

В соответствии с ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.39, ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая, что признание иска представителем ответчика произведено добровольно, данные действия не противоречат закону и не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, представителю ответчика последствия признания иска разъяснены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Зеленец обязанность в срок до 01 сентября 2024 года установить прибор учета тепловой энергии и ввести его в эксплуатацию в помещениях №1 и №3 в здании муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Зеленец, расположенном по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец, II квартал, д. 11а.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья          Е.А. Долгих

2-433/2024 ~ М-254/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сыктывдинского района
Ответчики
МБУДО "Детско-юношеский центр" с. Зеленец
Другие
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
МУП "Энергия"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее