Дело №2-101/2024 (2-3227/2023;)
УИД 26RS0017-01-2023-004315-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пшуковой А.Н., с участием: помощника прокурора города Кисловодска Росляковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кисловодска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО УК "Люкс" об обязании привести в соответствие с требованиями СанПиН места накопления коммунальных отходов,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском, впоследствии уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ к ООО Управляющая компания «Люкс» о обязании привести в соответствие с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 места накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес> течении 2х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об обращении с твёрдыми коммунальными отходами на территории <адрес>, установлено, что ООО УК «Люкс», осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>. Также проверкой выявлено, что места накопления твердых коммунальных отходов, балансодержателем которого является управляющая компания на территории <адрес>, расположенные по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не обустроены.
Не обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от находящихся под управлением ООО УК «Люкс» многоквартирных домов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения.
По изложенным доводам прокурор города обратился в суд с настоящим иском.
Представитель процессуального истца – помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержала уточнённое исковое заявление, просила суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Люкс», представитель третьего лица Администрации города – курорта Кисловодска в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, уважительных причин своей не явки суду не представили.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО2, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства об обращении с твёрдыми коммунальными отходами на территории <адрес> было установлено, что ООО УК «Люкс», осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Материалами дела установлено, что по итогам проведения прокуратурой <адрес> проверки установлено, что места накопления твердых коммунальных отходов, по адресам, <адрес>, балансодержателем которых является управляющая компания ООО УК «Люкс» на территории <адрес>, не обустроены в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора <адрес> в суд с вышеназванным иском к управляющей организации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, собственникам жилых помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (пункт 10 Правил).
На основании подпункта д(2) пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, организация и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, используемых собственниками помещений многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, и обязанность по созданию предназначенных для обслуживания многоквартирного дома мест для накопления твердых коммунальных отходов, к которым действующим законодательством отнесены и крупногабаритные отходы, возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что ООО Управляющая компания «Люкс» является управляющей организацией по отношению к многоквартирным жилым домам, расположенным по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы, а именно: протокол № внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с договорами управления управляющая организация ООО Управляющая компания «Люкс» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в процессе жизнедеятельности которых образуются твердые коммунальные и крупногабаритные отходы, вывозимые региональным оператором.
Согласно актов осмотра контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов на территории города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 17, л.д. 19, комиссией в составе начальника отдела благоустройства УГХ администрации города – курорта Кисловодска ФИО3, зам. начальника отдела благоустройства УГХ администрации города – курорта Кисловодска ФИО4, главным специалистом отдела благоустройства УГХ администрации города – курорта Кисловодска ФИО5 произведён визуальный осмотр контейнерных площадок для сбора ТБО по адресам: <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, и установлено, что указанные площадки не оборудованы типовым ограждением с трех сторон, что является нарушением норм СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, а также не соблюдением Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ООО Управляющая компания «Люкс» являясь управляющей компанией многоквартирных домов по адресам: <адрес>, не обустроила надлежащим образом места накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в связи, с чем заявленные требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое требование прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО УК "Люкс" об обязании привести в соответствие с требованиями СанПиН места накопления коммунальных отходов- удовлетворить.
Обязать ООО Управляющая компания «Люкс» привести в соответствие с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, места накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам, <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Кисловодский городской суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Зыбарева
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Зыбарева