УИД 24RS0040-01-2023-001915-88
Дело №2-2837/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жданова А.В.,
при секретаре судебного заседания Кононковой В.А.,
с участием:
представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» Томачевой З.Г.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по иску Слесаренко А.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Слесаренко А.А. обратился с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» (далее – КГБУЗ «ККПНД №5») о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что в апреле 2023 года при прохождении медицинской комиссии в связи со сменой трудовой деятельности истцу стало известно, что он состоит на учете у врача-нарколога. При этом в 2020 года он поступал в КГБУЗ «ККПНД №5» с повышенным давлением и в дальнейшем проходил там стационарное лечение, а так как в крови истца был обнаружен алкоголь, он был поставлен на профилактический учет нарколога. При этом, при постановке на учет у нарколога, истец подписывал документы, не понимая их значение. Считает, что постановка на профилактический учет была произведена без наличия к тому оснований, а согласие истца о постановке на профилактический учет нарколога было получено путем введения его в заблуждение. Кроме того, с момента постановки на профилактический учет истец осуществлял трудовую деятельность в <данные изъяты>» и ежедневно проходил врача-нарколога, в связи с чем считает, что указанное обстоятельство подтверждает, что в течение трех лет истец не употреблял алкоголь или наркотики.
Просит признать действия КГБУЗ «ККПНД №5» по постановке истца на профилактический учет у врача-нарколога незаконными; возложить обязанность на КГБУЗ «ККПНД №5» снять истца с профилактического учета врача-нарколога с исключением из соответствующего реестра.
Истец Слесаренко А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель КГБУЗ «ККПНД №5» Томачева З.Г. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым 30 марта 2019 года Слесаренко А.А. был доставлен бригадой скорой медицинской помощи в КГБУЗ «ККПНД №» с диагнозом <данные изъяты> и по тяжести состояния был госпитализирован в палату реанимации и интенсивной терапии отделения неотложной наркологической помощи. 02 апреля 2019 года Слесаренко А.А. был установлен клинический диагноз: «<данные изъяты>». В период лечения в стационаре истцом было подписано добровольное согласие на медицинское вмешательство и на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет. Решением врачебной комиссии от 09 апреля 2019 года №41, с которым истец был ознакомлен 09 апреля 2019 года, диагноз был уточнен «<данные изъяты>». После выписки из стационара 11 апреля 2019 года истец явился к врачу психиатру-наркологу и, в числе прочего, подписал добровольное согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет. В период с 12 апреля 2019 года по 02 апреля 2023 года истец на прием к врачу психиатру-наркологу не являлся. 03 апреля 2023 года истец обратился к врачу психиатру-наркологу с вопросом о снятии его с диспансерного учета и подписал добровольное согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога. 18 апреля 2023 года истец явился на прием к врачу психиатру-наркологу для прохождения предварительного медицинского осмотра для дальнейшего трудоустройства в <данные изъяты>. При прохождении медицинского освидетельствования истец был направлен на врачебную комиссию для проведения экспертизы профессиональной пригодности и в соответствии с протоколом врачебной комиссии №298 от 19 апреля 2023 года у истца не было выявлено противопоказаний для допуска к работе с вредными и (или) опасными производственными факторами и работам, также установлено, что у Слесаренко А.А. неподтверждённая ремиссия, поскольку он не наблюдался у врача психиатра-нарколога.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н утверждены Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Согласно пункту 4 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии-наркологии», по месту жительства или месту пребывания пациентов с учетом права пациента на выбор медицинской организации.
В силу пункта 5 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 данной статьи.
Согласно части 6 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе. При оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин или его законный представитель вправе определить лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти. Действие данных требований в отношении способа подписания информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (часть 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункта 6 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 7 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
В силу пункта 11 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.
Согласно пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ <6-1>; наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
В силу пункта 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае: смерти пациента; изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации); письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Судом установлено, что КГБУЗ «ККПНД №5» является организацией, в числе прочего, оказывающей специализированную медицинскую помощь гражданам страдающим алкоголизмом, включая их диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.
30 марта 2019 года Слесаренко А.А. был доставлен бригадой скорой медицинской помощи в КГБУЗ «ККПНД №5». В 02 часа 15 минут 30 марта 2019 года истец был осмотрен дежурным реаниматологом, у Слесаренко А.А. установлена <данные изъяты>, в связи с чем он был госпитализирован в палату реанимации.
30 марта 2019 года Слесаренко А.А. подписал добровольное согласие на медицинское вмешательство в наркологическом отделении КГБУЗ «ККПНД №5», предупреждение о необходимости после выписки явиться в поликлиническое отделение КГБУЗ «ККПНД №5» для осуществления диспансерного наблюдения, так как диагностированное заболевание является противопоказанием для выполнения отдельных видов трудовой деятельности, в том числе управления транспортным средством, владения огнестрельным оружием и т.д.
Решением врачебной комиссии от 09 апреля 2019 года №41, с которым истец был ознакомлен 09 апреля 2019 года, истцу был установлен диагноз: «<данные изъяты>».
После выписки из стационара 11 апреля 2019 года истец явился к врачу психиатру-наркологу и подписал добровольное согласие на медицинское вмешательство в поликлиническом отделении КГБУЗ «ККПНД №5» и добровольное согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет, а также заявление об отказе в даче согласия на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, из КГБУЗ «ККПНД №5» в КГБУЗ «ККПНД №1».
В период с 12 апреля 2019 года по 02 апреля 2023 года истец на прием к врачу психиатру-наркологу не являлся.
03 апреля 2023 года истец подписал добровольное согласие на медицинское вмешательство в поликлиническом отделении КГБУЗ «ККПНД №5» и добровольное согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет, а также заявление об отказе в даче согласия на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, из КГБУЗ «ККПНД №5» в КГБУЗ «ККПНД №1».
Таким образом, учитывая, в КГБУЗ «ККПНД №5» истец был доставлен в состоянии острой алкогольной интоксикации тяжелой степени тяжести, в период лечения в стационаре истец подписал добровольное согласие на медицинское вмешательство, был ознакомлен с решением врачебной, которым истцу установлен диагноз: «<данные изъяты>», после прохождения лечения в стационаре подписал добровольное согласие на медицинское вмешательство в поликлиническом отделении и на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для постановки Слесаренко А.А. на диспансерный учет у врача психиатра-нарколога, а процедура постановки истца на диспансерный учет у врача психиатра-нарколога нарушена не была.
Доводы истца о том, что при постановке на учет у врача-нарколога он подписывал документы, не понимая их значение и, что согласие о постановке на профилактический учет нарколога было получено путем введения его в заблуждение, какими-либо доказательствами не подтверждаются.
При этом факт оказания помощи истцу врачами КГБУЗ «ККПНД №5» истцом не оспаривался, а в период прохождения лечения истец неоднократно заполнял согласие на медицинское вмешательство, а также заполнил согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога в течение трех лет и заявление об отказе в даче согласия на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, из КГБУЗ «ККПНД №5» в КГБУЗ «ККПНД №1». Кроме того, 03 апреля 2023 года истец повторно подписал добровольное согласие на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога.
Доводы о том, что истец проходил врача-нарколога в связи осуществлением трудовой деятельности в <данные изъяты> не являются основанием для снятия его с диспансерного учета, поскольку снятие с диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной.
Кроме того, в силу 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ истец вправе отказаться от диспансерного наблюдения написав письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения, однако отсутствие сведений о подтвержденной ремиссии, установленный истцу диагноз, является противопоказанием для им выполнения отдельных видов трудовой деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Слесаренко А.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Норильского городского суда А.В. Жданов
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2023 года.