24RS0060-01-2023-000551-16
гражданское дело № 2-25/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г.Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи - Фоменко А.А.,
при секретаре Табакаевой О.А.,
с участием заместителя прокурора г.Бородино Красноярского края Трофимова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бородино в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Теремок», Муниципальному образованию г.Бородино в лице администрации гБородино о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Бородино обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что прокуратурой г.Бородино проведена проверка МБДОУ «Теремок» на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам проверки установлено, что МБДОУ «Теремок» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано, в связи с чем, руководителю учреждения 10.02.2023 внесено представление № с требованием в месячный срок устранить выявленные нарушения закона. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования. Просит возложить на МБДОУ «Теремок» обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию города Бородино обязанность обеспечить финансирование МБДОУ «Теремок» для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам изложенном в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ «Теремок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации г.Бородино в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Отдела образования администрации г.Бородино в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, требования прокуратуры г.Бородино поддержал.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Бородино Красноярского края проведена проверка дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Теремок» относительно исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, бюджетного законодательства. В ходе проведения проверки было установлено, что данное учреждение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средства) оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Исходя из требований ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.п.3, 4 ст.5.2 Закона N35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Пунктом 6 ст.3 Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) определяется как состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п.2, п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартам; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 указанного Федерального Закона предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 Федерального Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 данного Федерального Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст.ст.1, 4, 9 ФЗ от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка в РФ» упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики.
Согласно Письму Минобрнауки РФ от 26.01.2011 NМК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» в целях предупреждения террористических актов и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций следует незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности.
Согласно п.п."а" и "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п.4, 6 ч.1 ст.5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно п.6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Пунктом 13 подп."г" Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлено, что к объектам (территориям) четвертой категории опасности относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
Согласно подп."г","з" п.20 Постановления пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Подп.п.24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании ст.9.2 ФЗ от 12.01.1996 N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой г.Бородино, установлено, что МБДОУ «Теремок» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано, в связи с чем, руководителю учреждения 10.02.2023 внесено представление № с требованием в месячный срок устранить выявленные нарушения закона.
Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
Доказательств обратного в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
На основании представления прокуратуры г.Бородино от 10.02.2023 на имя начальника Отдела образования администрации г.Бородино было написано ходатайство от 13.02.2023 о выделении необходимых денежных средств в размере 643709,40 рублей.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования.
На основании изложенного, учитывая, что осуществление деятельности МБДОУ «Теремок» в отсутствие вышеуказанных технических средств обеспечения антитеррористической защищенности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения МБДОУ «Теремок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 32 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, с учетом изложенного, исковые требования к администрации г.Бородино также подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по финансированию исполнения дошкольным образовательным учреждением возложенных на него мероприятий возложена на администрацию муниципального образования г.Бородино, как на учредителя образовательного учреждения и как на орган местного самоуправления на основании п.п.4, 6 ч.1 ст.5.2 ФЗ «О противодействии терроризму» и п.11 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом разумности, необходимости существенных для ответчиков затрат для исполнения решения, особенностей финансирования муниципальных учреждений, утвержденного плана мероприятий, суд полагает необходимым установить администрации муниципального образования г. Бородино срок для выделения необходимого дополнительного целевого финансирования для оснащения здания МБДОУ «Теремок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средства) оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; МБДОУ «Теремок» установить срок для оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средства) оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом суд разъясняет, что в случае невозможности исполнения решения суда к установленному сроку ответчики не лишены права обращения в порядке ст.203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда исходя из имущественного положения или других обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Бородино в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Теремок», Муниципальному образованию г.Бородино в лице администрации г.Бородино о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта - удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Теремок», обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019, путем оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию г.Бородино обеспечить финансирование МБДОУ «Теремок», для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019, путем оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - судья А.А.Фоменко
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2024 года