Дело № 2-3560/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 20 октября 2022 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
при секретаре Романской О.О.
с участием:
старшего помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Демидовой А.В.,
представителя истца Федченко О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГАУ «Росжилкомплекс» к Лапину Андрею Александровичу, Лапиной Елене Алексеевне, Лапиной Полине Андреевне, Лапиной Есении Андреевне о признании утратившими право пользование, обязании передать жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФГАУ «Росжилкомплекс» обратилось в суд с иском к Лапину А.А., Лапиной Е.А., Лапиной П.А., Лапиной Е.А. о выселении.
В обоснование заявленных требований указав, что жилое помещение по адресу: <адрес>, является служебным и находится на балансе ФГАУ «Росжилкомплекс». При проведении проверки служебного жилого фонда, было установлено, что данное жилое помещение предоставлялось военнослужащему Лапину А.А. составом семьи три человека – супругу Лапину Е.А., дочь – Лапину П.А., на период прохождения военной службы в данном населенном пункте. В отношении спорного жилого помещения с Лапиным А.А. на основании решения жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключен договор краткосрочного найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, для заключения договора найма служебного жилья Лапин А.А. не обращался. В настоящее время Лапин А.А. длительное время не является военнослужащим, отношения с Министерством обороны РФ утратил, но не освободил служебное жилое помещение, что подтверждается поквартирной карточкой, актом об установлении граждан фактически проживающих в жилом помещении. При посещении квартиры установлено, что семья Лапиных незаконно занимает все пять комнат в квартире, финансово-лицевой счет подтверждает, что в спорной квартире проживает четверо человек, пользуются коммунальными слугами и задолженность составляет 273 669 руб.22 коп. ДД.ММ.ГГГГ Лапину А.А. лично вручено требование о добровольном освобождении его семьей спорного жилого помещения, но требование оставлено без исполнения, оплачивать задолженность добровольно ответчик отказался. Выселение ответчиков из служебного жилого помещения необходимо для защиты прав собственника жилого помещения – РФ в лице ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации по использованию и распоряжению помещением, а также для защиты социальных прав военнослужащих Хабаровского гарнизона на обеспечение в период прохождения ими военной службы служебными жилыми помещениями. Просит выселить Лапина А.А., Лапину Е.А., Лапину П.А., Лапину Е.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В процессе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, указав, что в связи с добровольным освобождением жилого помещения ответчиками, просит признать их утратившими право пользования жилыми помещениями с целью недопущения повторного самовольного вселения в жилье и обязать ответчика Лапина А.А. сдать служебное жилое помещение в установленном порядке.
В судебное заседание ответчики не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 233, 167 ГПК РФ, суд с согласия истца, полагает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие не явившихся ответчиков.
Представитель истца Федченко О.Б., исковые требования с учетом уточнений поддержала, пояснив, что признание утратившим право пользование служебным жилым помещением необходимо с целью исключения возможности дальнейшего вселения в квартиру ответчиками, которые не сдали жилое помещение в установленном порядке. Между тем, по помещению имеется и большая задолженность и само помещение оставлено в технически неисправном состоянии.
Выслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению заявленные требования, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Реализация этого права обеспечивается путем предоставления жилых помещений органами государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, (ст.2 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями, во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, в силу которой, от имени российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия по осуществлению функций по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, соответственно, с указанной даты Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника, которым является Российская Федерации.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2020, утверждены изменения в Устав федерального государственного автономного учреждения «Центральное управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, согласно которым Учреждение имеет филиалы, одним из которых является филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс», осуществляющий свою деятельность на основании Положения, утв. 01.01.2021 г., из которого следует, что основной целью деятельности учреждения является выполнения работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере социальной защиты военнослужащих, в том числе и организации работы и контроль за вселением и выселением из жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны.
В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 30.11.2021 № 3887 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением Центральным управлением жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и являясь служебным, находится на балансе указанного учреждения.
В соответствии с положениями статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан связанных с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, назначением на выборную государственную должность.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что жилое помещение – <адрес>, предоставлялась военнослужащему Лапину А.А. составом семьи три человека – супругу Лапину Е.А., дочь – Лапину П.А., на период прохождения военной службы в данном населенном пункте на основании решения заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, Лапину А.А. выделены 2 комнаты в пятикомнатной квартире, с оформлением квартиры служебной на весь период службы, в связи с тем, что первый контракт заключен после ДД.ММ.ГГГГ а также в связи с нахождением квартиры в закрытом военном городе «Волочаевский». После получения договора найма на служебное жилое помещение лейтенант Лапин А.А. исключен из соответствующего списка нуждающихся в получении жилья по войсковой части.
В списке распределения жилых помещений квартира закреплена в качестве служебной, выделены 2 комнаты в 5-ти комнатной квартире.
В отношении жилого помещения с Лапиным А.А. заключен договор краткосрочного найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, для заключения договора найма служебного жилья Лапин А.А. не обращался. Исходя из условий договора, после заключения договора краткосрочного найма жилого помещения, Лапин А.А. обязан заключить договор найма служебного жилья (п.1.2).
В указанном жилом помещении ответчики регистрацию не имеют, в поквартирной карточке имеется отметка о предоставлении Лапину А.А. жилого помещения с условиями краткосрочного найма.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Лапин А.А. досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта согласно подпункта «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», и из содержания приказа права на обеспечение жилым помещением Лапин А.А. от Министерства обороны РФ не имеет, т.е. доводы истца о незаконности занятия Лапиным А.А. жилого помещения после утраты отношений с Министерством обороны РФ, обоснованы.
В силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Жилищное обеспечение военнослужащих, в связи с их особым правовым статусом, осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, которое указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими дополнительных гарантий и компенсаций. Такие гарантии и компенсации закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пользование жилыми помещениями гражданами должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая, что к моменту рассмотрения гражданского дела, Лапин А.А. с членами семьи освободил жилое помещение, требования истца после уточнения о признании Лапина А.А. с членами семьи утратившими право пользования жилым помещением, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу прямого указания ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Факт освобождения жилого помещения подтверждено Актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно содержанию которого, граждане Лапин А.А. и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ в квартире не проживают, но жилое помещение в установленном порядке не сдано, оплата задолженности по коммунальным услугам не произведена, усматривается ненадлежащее санитарно-техническое состояние жилья после его освобождения.
Поскольку в процессе подтвержден факт ненадлежащей передачи жилого помещения после его освобождения стороной ответчика, соответственно, требования истца в указанной части также обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Лапина Андрея Александровича, Лапину Елену Алексеевну, Лапину Полину Андреевну, Лапину Есению Андреевну утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Возложить на Лапина Андрея Александровича обязанность сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> установленном порядке.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Дата составления мотивированного решения 28.10.2022 г.
Судья О.С.Белоусова