РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2019 года
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3865/19 по иску Романова Олега Германовича к НО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», ООО ПК «Реставрация» о признании действий незаконными, признании договора недействительным в части
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества утверждены сроки проведения капитального ремонта в 2017-2019 годах многоквартирного жилого по адресу адрес В декабре 2017 года собственниками МКД получено предложение Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о проведении капитального ремонта общего имущества дома с перечнем работ, сроков проведения работ и предельной стоимости работ: 925267,50 рублей - разработка научно-проектной документации, 4813568,10 рублей - ремонтные работы, при этом в соответствии со ст. 189 ЖК РФ собственники МКД в трехмесячный срок (тоесть домарта 2018 года включительно) с момента получения предложения о проведении ремонта обязаны рассмотреть его и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества, утвердить перечень услуг (или) работ по капитальному ремонту, предельно допустимую стоимость услуг (или) работ по капитальному ремонту, утвердить лицо, которое от имени собственников в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных услуг (работ), в томчисле подписывать соответствующие акты. Протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 17.12.2017 г. № 1-2 решены указанные вопросы и определено, что необходимо: разработать научно-проектную документацию на ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения и канализации (за исключением капитального ремонта электроснабжения), отремонтировать внутридомовые инженерные системы отопления, водоснабжения и канализации, определить предельную стоимость работ по разработке, научно-проектной документации в сумме 925267,50 рублей, определить предельную стоимость ремонта внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения и канализации в сумме 4813568,10 рублей, избрать уполномоченное лицо, которое от имени собственников в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных услуг (работ), в том числе подписывать соответствующие акты — Романов Олег Германович, который является специалистом строителем. Уполномоченным лицом Романовым О.Г. согласован перечень работ по капитальному ремонту общего имущества МКД: разработка научно-проектной документации на ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений МКД и ремонт внутридомовых инженерных систем: отопление, водоснабжение, водоотведение, а также проведение авторского надзора. Указанные документы направлены в НО ФКР, о чем имеется отметка о поступлении входящей корреспонденции 09.01.2018 года. В январе 2018 года в адрес НО ФКР поступили протоколы заседания членов Совета МКД №1 и № 2 от 20.01.2018 и 31.01.2018 года соответственно по вопросам предстоящего капитального ремонта дома, в том числе включению в перечень работ дополнительных обязательных работ по ремонту и иные вопросы, которые подробно изложены в указанных документах. В июне 2018 года по поручению собственников МКД в адрес НО ФКР направлено письмо ООО «Коммунальная компания «Наш дом». В указанном письме содержится задание на конкретные работы, которые необходимо включить в научно- проектную документацию. В 2018 году НО ФКР провел аукцион по разработке научно-проектной документации на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Аукцион выиграло ООО ПК «Реставрация». ООО ПК «Реставрация» выполнила работы по разработке научно-проектной документации в срок с 09.07.2018 — по 10.12.2018 года. В адрес собственников МКД направлен акт приемки результатов выполненных работ. Однако, сам результат работ: научно-проектная документация не представлен. Вместе с тем, в 2018 году указанный акт подписан представителями НО ФКР, а также дано положительное заключение экспертизы. Только в феврале 2019 году научно-проектная документация представлена собственникам МКД. Научно-проектная документация, выполненная ООО ПК «Реставрация», содержит ряд серьезных недочетов, наличие которых не позволяет подписать акт приемки работ. Так, например, не учтены замечания и пожелания собственников МКД, а также задание на разработку научно-проектной документации, которое представила эксплуатирующая организация ООО «Коммунальная компания «Наш дом». Кроме этого, откровенно проигнорирован протокол общего собрания собственников помещений МКД от 17.12.2017 года№ 1-2, в котором не содержится указания на включение в перечень работ работы по замене электрики во всем МКД (последнее замечание приводит к резкому необоснованному увеличению стоимости работ согласно представленной научно-проектной документации, на 900 000 рублей). Руководство НО ФКР неоднократно ставилось в известность о наличии указанных недостатков, а также ставился вопрос об их устранении (в адрес НО ФКР обращался лично Романов О.Г. на прием к руководителю Константинову А.А., а также направлялись протоколы с полным перечнем недостатков). Однако, мотивированный ответ на возражение на проектное решение не был получен. В таком виде работы по разработке научно-проектной документации приняты быть не могут, так как это прямо противоречит интересам собственников МКД. Указанный вопрос также ставился перед подрядчиком ООО ПК «Реставрация». Однако, исправить выявленные недостатки, подрядчик отказывается. Мотивированный ответ на возражение на проектное решение также не был получен. НО ФКР уклоняется от своих прямых обязанностей. В настоящие время недостатки не устранены, что привело к чрезмерно завышенной стоимости работ, заложенных в научно-проектной документации, выполненной по заданию НО ФКР ООО ПК «Реставрация». Просит суд признать незаконными действия Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» по включению в объем научно-проектной документации работ по ремонту электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес. Признать договор, заключенный между Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» и ООО ПК «Реставрация» недействительным в части включения в объем работ по разработке научно-проектной документации работ электрических внутридомовых инженерных систем.
Определением суда от 19.09.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, а в качестве соответчика ООО ПК «Реставрация».
В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Грачев А.Н., действующий на основании ордера № 00014 от 19.09.2019 года, исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании представительНО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»Кичемаева Д.Н., действующая на основании доверенности № 219 от 24.07.2019 года, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного возражения.
В судебное заседание ООО ПК «Реставрация» и Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что НО «ФКР» выполняет капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года № 707.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу адрес, включен в региональную программу под кодом Г1-4856, с видом работ - ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, в период 2017-2019 года.
01.12.2017 года НО «ФКР» в адрес собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес, направлено предложение № 180 о проведении капитального ремонта общего имуществас перечнем работ, а именно: разработка научно-проектной документации на ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт внутридомовых инженерных систем, осуществление авторского надзора, сроков проведения работ и предельной стоимости работ: 925267,50 рублей - разработка научно-проектной документации, 4813568,10 рублей - ремонтные работы.
Из протокола общего собрания собственников помещений МКД от 17.12.2017 года № 1-2, представленного истцом, следует, что собственниками решены указанные вопросы и определено, что необходимо: разработать научно-проектную документацию на ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения и канализации (за исключением капитального ремонта электроснабжения), отремонтировать внутридомовые инженерные системы отопления, водоснабжения и канализации, определить предельную стоимость работ по разработке, научно-проектной документации в сумме 925267,50 рублей, определить предельную стоимость ремонта внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения и канализации в сумме 4813568,10 рублей, избрать уполномоченное лицо, которое от имени собственников в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных услуг (работ), в том числе подписывать соответствующие акты.
Уполномоченным лицом был избран истец.
Из протокола общего собрания собственников помещений МКД от 17.12.2017 года № 1-2, представленного представителем ответчика НО «ФКР», следует, что собственники решили утвердить разработку научно-проектной документации на ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений с предельной стоимостью работ в размере 925267,50 рублей, ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений с предельной стоимостью работ в размере 4744664,96 рублей; осуществление авторского надзора с предельной стоимостью работ в размере 68 903,14 рублей.
09.01.2018 года в адрес НО «ФКР» поступил протокол № 1-2 от 17.12.2017 года общего собрания, что не оспаривалось сторонами.
В январе 2018 года в адрес НО ФКР поступили протоколы заседания членов Совета МКД № 1 и №2 от 20.01.2018 года и 31.01.2018 года соответственно по вопросам предстоящего капитального ремонта дома, в том числе включению в перечень работ дополнительных обязательных работ по ремонту и иные вопросы, которые подробно изложены в указанных документах.
В июне 2018 года истцом, по поручению собственников МКД, в адрес НО ФКР направлено письмо ООО «Коммунальная компания «Наш дом». В указанном письме содержится задание на конкретные работы, которые необходимо включить в научно- проектную документацию.
Основанием для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес, является задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации № 56-16/1469, выданное НО «ФКР» Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, в котором в основном содержании проведения работ по сохранению объекта культурного наследия значится «Ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений», без исключения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения.
НО «ФКР» проведен электронный аукцион на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия регионального значения (федерального значения) или выявленными объектами культурного наследия, по результатам которого победителем признано ООО ПК «Реставрация».
НО «ФКР» с ООО ПК «Реставрация» заключен договор на выполнение работ по разработке научно – проектной документации на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес А, являющихся объектом культурного наследия регионального значения Самарской области № ЭАНПД564-18 от 09.07.2018 года, из которого следует, что цена договора составляет 656878,96 рублей, срок выполнения работ установлен п.4.2. договора и составляет 155 календарных дней.
Работы по разработке научно-проектной документации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу адрес, выполнены и предъявлены подрядной организацией к приемке.
Из положительного заключения негосударственной экспертизы № 6-2-1-0369-18 от 16.11.2018 года, составленного ООО «АБРИС» следует, что сметная документация по объекту «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (ремонт внутридомовых инженерных систем), расположенного на территории Самарской области, являющегося объектом культурного наследия регионального значения *** расположенного поадресу адрес» соответствует действующим нормативным документам в областиценообразования встроительстве и сметным нормативам.
В соответствии со ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Согласно ст.173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.
В ст.189 Жилищного кодекса РФ установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирномдоме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.5.1 ст.186 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;3) сроки проведения капитального ремонта;4) источники финансирования капитального ремонта;5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Частью 8.3 ст.13 Жилищного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится:определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 9.1 ст. 3 Закона Самарской области «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» предусмотрено, что к полномочиям Правительства Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества относится:определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.п.4-7.1 Постановления Правительства Самарской области № 68 от 16.02.2015 года «Об утверждении Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме»для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах уполномоченным органом местного самоуправления в Самарской области создается комиссия, действующая на постоянной основе.
Основанием для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является поступление в орган местного самоуправления в Самарской области обращения собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, или организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решения по вопросам необходимости (отсутствия необходимости) проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в данном доме, а также необходимых документов в соответствии с пунктами 7.1 - 7.3 настоящего Порядка, либо обращения некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта».
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в соответствии с ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, и ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86(р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, рассматривает их на предмет наличия оснований для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам работы комиссия принимает следующие решения.
О признании многоквартирного дома требующим капитального ремонта в части капитального ремонта определенных элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома.
Данное решение принимается исходя из заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, или актов органов регионального жилищного надзора и (или) муниципального жилищного контроля, что имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности в течение ближайших 5 лет, а также при условии собираемости взносов на капитальный ремонт по данному многоквартирному дому более 97%.
Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома вышеуказанный порядок рассмотрения вопроса онеобходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта части общего имущества в многоквартирном доме нарушен, документы, установленные вышеприведенными нормами, ответчику не представлялись, вследствие чего,доводы о незаконности действий НО «ФКР» являются необоснованными.
Кроме того, суд полагает, что требование истца о признании договора недействительным по основаниям того, что не было получено одобрение третьего лица (ст.173.1 ГК РФ), суд полагает необоснованными, поскольку одобрение сделки данного вида законом не предусмотрено, а как указано выше, в установленном порядке документы по определению необходимости капитального ремонта без включения инженерной системы электроснабжения, ответчику представлены не были.
Что же касается доводов истца о том, что в представленном НО «ФКР» протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 17.12.2017 года поставлены не его подписи, суд полагает, что при установленных обстоятельствах по делу, в данном случае не имеет правого значения, истец вправе обратиться в компетентные органы за защитой своего нарушенного права.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, в соответствии с вышеназванными нормами закона, суд приходит к мнению, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.10.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░