Дело №2-1077/2023
УИД: 66RS0057-01-2023-001235-80
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2023 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Жерновниковой С.А.,
при секретаре Клюкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Талицкого городского округа к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Масленниковой Татьяне Евгеньевне, ГУ УФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Талицкого городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Масленниковой Татьяне Евгеньевне, ГУ УФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, обосновав свои требования тем, что истец является должником в исполнительном производстве по исполнению исполнительного листа № ФС 039241342 от 26.05.2023, выданного Талицким районным судом по делу № 2-415/2023, о возложении обязанности на Администрацию Талицкого городского округа организовать холодное водоснабжение к дому N° 23 по ул. Крылова, г. Талица Свердловской области с использованием централизованной (нецентрализованной) системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологическим благополучием населения, сообщаю следующее.
19.06.2023 судебным приставом исполнителем МО по ИОИП Масленниковой Т.Н. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 100417/23/66062-ИП.
20.06.2023 Администрацией ТГО получено указанное постановление.
26.06.2023 направлен ответ о ходе исполнения указанного выше решения суда по делу №2-415/2023 посредством почтовых отправлений (прилагается).
06.07.2023года по исполнительному производству № 100417/23/66062-ИП судебным приставом Масленниковой Т.Е. принято Постановление № 66062/23/12000064 вх №1488з от 12.07.2023) о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей и установлении нового срока исполнения до 05.06.2023, по мотивам того, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Для добровольного исполнения решения Талицкого районного суда по гражданскому делу № 2-415/2023 от 19.06.2023, вступившего в законную силу 18.05.2023, Администрацией Талицкого городского округа издано распоряжение от 06.06.2023 №139 «Об исполнении решения Талицкого районного суда Свердловской области по гражданскому делу № 2-415/2023 от 17.04.2023», которым Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (далее - Управление), как функциональному органу Администрации Талицкого городского округа, наделенному полномочиями в сфере жилищных отношений, указано принять меры к исполнению решения Талицкого районного суда Свердловской области по гражданскому делу № 2- 415/2023 от 17.04.2023.
В настоящее время, Управлением подготовлен расчет стоимости работ необходимых для присоединения абонента к сетям холодного водоснабжения. Внесены изменения в план-график, планируемая дата публикации извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 01.08.2023.
После, планируется проведение мероприятий, направленные на выполнение работ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Считают возможным освободить Администрацию Талицкого городского округа от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от 100417/23/66062-ИП. Администрацией ТГО предпринимаются меры, которые направлены для добровольного исполнения решения суда, о чем судебный пристав-исполнитель был поставлен в известность.
В связи с чем, истец обратился в суд, ссылаясь на положения ч. 6, ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 401 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.56, ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит освободить Администрацию ТГО от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей вынесенного по постановлению от 12.07.2023 №66062/23/2000064, в рамках исполнительных производств от 19.06.2023 № 100417/23/66062-ИП.
В судебное заседание не явились представитель истца, ответчик судебный пристав-исполнитель Масленникова Т.Е., представитель ответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок (л.д.37,38,39), от представителя истца имеется заявление о рассмотрении дела без их участия, на иске настаивает (л.д.44).
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положением ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Далее также Закон) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (п.13).
Согласно ст.30 названного Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч.11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12).
Согласно ч.2 ст.44 указанного Федерального закона одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п.4 и п.5 ч.2 ст.43 данного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу ч.1, ч.2 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Из части 3 ст.112 Закона следует, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч.13 ст.30 Закона;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со ст.112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся:
непреодолимая сила (чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другими непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности);
предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
Согласно ч.2 ст.112 Закона постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч.6 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании, решением Талицкого районного суда от 11.04.2023 года по гражданскому делу№2-415/2023 были удовлетворены исковые требования прокурора Талицкого района в интересах ФИО3 к Администрации Талицкого городского округа об обязании организовать холодное водоснабжение. Администрация Талицкого городского округа была обязана организовать холодное водоснабжение дома № 23 по ул. Крылова, г. Талица Свердловской области с использованием централизованной (нецентрализованной) системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологическим благополучием населения (л.д.8-9).
Решение вступило в законную силу 18 мая 2023 года.
06.06.2023 года Администрацией ТГО принято распоряжение об исполнении решения Талицкого районного суд по гражданскому делу №2-415/2023 от 17.04.2023 (л.д.10).
19.06.2023 судебным приставом исполнителем МО по ИОИП Масленниковой Т.Е. на основании исполнительного листа ФС 039241342 от 26.05.2023 года выданного Талицким районным судом Свердловской области, возбуждено исполнительное производство №100417/23/66062- ИП (л.д.11,23-24).
20.06.2023 Администрацией ТГО указанное постановление было получено (л.д.12).
23.03.2022 Администрацией ТГО подготовлен ответ о ходе исполнения, состоявшегося решения суда, в котором указано, что Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, как функциональному органу Администрации Талицкого городского округа, наделенному полномочиями в сфере жилищных отношений, указано принять меры к исполнению решения Талицкого районного суда Свердловской области по гражданскому делу N° 2- 415/2023 от 17.04.2023. По представленной Управлением информации следует, выполняется расчет стоимости работ необходимых для присоединения абонента к сетям холодного водоснабжения. После выполнения данного расчета будут изысканы средства для выполнения данных видов работ (л.д.13,14).
06.07.2023 года по исполнительному производству № 100417/23/66062-ИП судебным приставом – исполнителем Масленниковой Т.Е. было принято постановление № 66062/23/2000064 о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа, направлено должнику (л.д. 15,16).
Указанное постановление было мотивировано, в том числе и тем, что доказательств, подтверждающих наличие у должника уважительных причин для неисполнения требований исполнительного документа в, установленный для его добровольного исполнения срок, судебному приставу-исполнителю предоставлено не было. Не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами. Другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
12.07.2023 Администрацией ТГО указанное постановление было получено (л.д.15).
Истец 27.07.2023 года обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ч.1, ч.2 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ч.1).
Согласно ч.ч.1 - 3, 7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве", а также ст.6 ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, в связи с чем обращение истца в суд за рассрочкой исполнения решения суда, ведение должником переговоров со взыскателем об условиях мирового соглашения и заключение сторонами мирового соглашения не указывает на незаконность оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, а только подтверждает факт неисполнения решения суда на момент заключения мирового соглашения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, поскольку исполнительный документ в добровольном порядке в установленный судебным приставом срок исполнен не был. Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, истцом судебному приставу-исполнителю не было представлено.
Исполнительский сбор согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П является санкцией, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя.
Оценивая обстоятельства дела и представленные доказательства, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о непредставлении истцом, как судебному приставу-исполнителю, так и в суд доказательств нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа в результате чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора истцом не оспаривается.
Вместе с тем, суд учитывает, что в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.11.2015 N50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 75 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50, лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
В данном случае суд учитывает комплекс предпринятых истцом мер к добровольному исполнению решения суда, о чем судебный пристав-исполнитель был поставлен в известность, а также принимает во внимание, что как сам предмет исполнения, так и субъектный состав сторон по исполнительному производству в частности должника предполагает необходимым проведение целого ряда четко регламентированных законом мероприятий, с целью контроля за целевым расходованием бюджетных средств.
Так, истцом во исполнения решения суда, также представлен локальный сметный расчет №1-08,2023 на капитальный ремонт наружных сетей холодного водоснабжения от жилого дома №12 до жилого дома №23 ул. Крылова г.Талица Свердловской области (л.д.27-31).
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным освободить Администрацию Талицкого городского округа от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.
В судебном заседании установлено, что исполнительский сбор на момент рассмотрения данного дела с истца не взыскан.
При этом, как следует из разъяснений, изложенных в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Администрации Талицкого городского округа к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Масленниковой Татьяне Евгеньевне, ГУ УФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию Талицкого городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № №100417/23/66062 - ИП от 19.06.2023, взысканного постановлением № 66062/22/2000064 от 12.07.2023.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Жерновникова С.А.