РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Черкасовой И.А., с участием представителя истца Грачевой С.С., представителей ответчиков Микитюк Т.И., Харченко Н.В., Бурлака О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2-1003/2024 по исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 муниципального образования «Ахтубинский район», администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области», Управлению образования администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области», о возложении обязанности провести капитальный ремонт спортивного зала,
установил:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», администрации МО «Ахтубинский район», Управлению образования администрации МО «Ахтубинский район», о возложении обязанности провести капитальный ремонт спортивного зала. В обоснование требований указано, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения федерального законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, проводившей проверку готовности образовательного учреждения к новому 2023-2024 учебному году, выявлены нарушения, выразившиеся в провисании потолка и деревянных перекрытий спортивного зала МКОУ «СОШ № МО «Ахтубинский район». Комиссией рекомендовано провести экспертизу технического состояния спортивного зала и ограничить проведение учебных занятий физической культуры в спортивном зале до устранения нарушений. Проведено обследование технического состояния спортивного зала, расположенного по адресу: <адрес>, согласно заключения специалиста ООО «Бюро независимой экспертизы Феникс» № от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние спортивного зала оценивается, как ограничено работоспособное. На момент проведения исследования опасность внезапного разрушения несущих конструкций отсутствовала, имелась угроза обрушения отделочных слоев (подшивка потолка). В связи с чем необходимо провести ремонт отделочных слоев, выполнить натяжение металлических тяг стропильной системы, производить систематический мониторинг технического состояния конструкций. Образовательным учреждениям положения Требований в части устранения нарушений не исполнены, для реализации которых необходимо финансирование. Нарушения допущены по причине отсутствия финансирования образовательных учреждений района на указанные цели. Таким образом, администрация МО «Ахтубинский район», являясь главным распорядителем бюджетных средств, не исполняет обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по устранению образовательными учреждениями нарушений законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних, в том числе безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, содержания муниципального казённого общеобразовательного учреждения, не осуществляет надлежащий контроль за их устранением. Директор МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» обращалась письменно в администрацию МО «Ахтубинский район», где сообщала о том, что помещение спортивного зала находится в ограниченно работоспособном состоянии, требует капитального ремонта, и его эксплуатация невозможна, поскольку проведение занятий по физической культуре в помещении спортивного зала невозможно и создает угрозу жизни и здоровью учащихся, просила оказать содействие в устранении сложившейся ситуации и выделении денежных средств на ремонт помещения спортивного зала. Ранее проведенной проверкой установлено, что в спортивном зале также имеются трещины и следы отслаивания краски, что не позволяет провести качественную влажную уборку данных поверхностей с применением моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением требований пункта 2.5.2 СП 2.4.3648-20).В нарушение требований п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 в спортивном зале полы имеют дефекты и повреждения (краска отбита, имеются трещины в полах). В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой в адрес руководителя образовательного учреждения 25 сентября 2023 года внесено представление об устранении нарушений, однако вышеуказанные нарушения не устранены. Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Ахтубинский район» и МКОУ «СОШ № 9 MO «Ахтубинский район» в связи с длительным неисполнением требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательной организации и организацию учебного процесса в соответствии с ФГОС; возложить на администрацию МО «Ахтубинский район» обязанность по выделению Управлению образования МО «Ахтубинский район» денежных средств в размере, необходимом для проведения капитального ремонта спортивного зала в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район» довести до МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» лимиты денежных средств для проведения капитального ремонта спортивного зала в здании МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенного по адресу: <адрес>; обязать МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» за счет выделенных средств администрацией МО «Ахтубинский район» организовать и выполнить капитальный ремонт спортивного зала, а также привести в нормативное техническое состояние строительные конструкции кровли спортивного зала МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня доведения Управлением образования администрации МО «Ахтубинский район» лимитов бюджета на указанные цели.
Представитель истца Ахтубинского городского прокурора Астраханской области – Грачева С.С. в судебном заседании заявленные требования уточнила. Просила возложить на администрацию МО «Ахтубинский район» обязанность по выделению Управлению образования МО «Ахтубинский район» денежных средств в размере, необходимом для проведения текущего ремонта спортивного зала в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район» довести до МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» лимиты денежных средств для проведения текущего ремонта спортивного зала в здании МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенного по адресу: <адрес>, обязать МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» за счет выделенных средств администрацией МО «Ахтубинский район» организовать и выполнить текущий ремонт спортивного зала, а также привести в нормативное техническое состояние строительные конструкции кровли спортивного зала МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня доведения Управлением образования администрации МО «Ахтубинский район» лимитов бюджета на указанные цели.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» Микитюк Т.И. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования с учетом уточнений не оспаривает. Ответчиком предпринимались меры к устранению нарушений, планировался ремонт спортивного зала, проведена экспертиза, главе администрации МО «Ахтубинский район» направлялось обращение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда для проведения ремонтных работ спортивного зала, также пояснила, что собственных средств, достаточных для финансирования указанных мероприятий в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», не имеется.
Представитель соответчика администрации МО «Ахтубинский район» Харченко Н.В., против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель соответчика Управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» Бурлака А.А., уточненные требования признала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Исходя из положений пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1).
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 41 Устава МО «Ахтубинский район», обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления Ахтубинского района по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета и постановлениями и распоряжениями администрации района.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», расположенной по адресу: <адрес>.
Данной проверкой установлено, что в МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», проведено обследование технического состояния спортивного зала, расположенного по адресу: <адрес>, согласно заключению специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние-ограничено работоспособное состояние. На момент проведения исследования опасность внезапного разрушения несущих конструкций отсутствовала, имеется угроза обрушения отделочных слоев (подшивка потолка). В связи с чем, необходимо провести ремонт отделочных слоев, выполнить натяжение металлических тяг стропильной системы, производить систематический мониторинг технического состояния конструкций.
В нарушение пунктов 1.1, 3.4.1 правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 занятия физической культурой и спортом учащихся организовано в рекреациях 1 и 2 этажей, в классах (изучение теоретического материала), в благоприятную погоду на многофункциональной спортивной площадке, расположенной на территории школы.
Кроме того, согласно заключению специалиста № ООО «Бюро независимой экспертизы Феникс», проводившей проверки готовности МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» к новому 2023-2024 учебному году, техническое состояние обследуемой части здания - спортивный зал, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» ограниченно работоспособное состояние.
На момент проведения исследования отсутствует опасность внезапного разрушения несущих конструкции, имеется угроза обрушения отделочных слоев (подшивка потолка) спортивный зал расположенной по адресу: <адрес>. В связи с чем, для восстановления эксплуатационных характеристик одноэтажной части здания необходимо: ??ремонт отделочных слоев (подшивка потолка); ??выполнить натяжение металлических тяг стропильной системы; ??производить систематический мониторинг технического состояния конструкций. Функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния. В случае выявления изменения технического состояния конструкций необходимо обратиться в специализированную организацию за оценкой состояния, необходимо для разработки проектной документации для реализации капитального ремонта нежилой части здания с усилением и заменой несущих элементов конструкции. Проведение работ по текущему ремонту являются не результативными, в связи с чем рекомендовано запланировать проведение работ по капитальному ремонту. При проведении работ по капитальному ремонту требуется разработка проектной документации.
В августе 2023 года директором МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» Микитюк Т.И., начальником Управления образованием в адрес главы администрации МО «Ахтубинский район» направлены письма о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда для проведения ремонтных работ потолка спортивного зала СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» в связи с угрозой обрушения.
25 сентября 2023 года в связи с выявленными нарушениями Ахтубинской городской прокуратурой в адрес руководителя образовательного учреждения вынесено представление об устранении нарушений.
В настоящее время, как установлено в судебном заседании, выявленные нарушения не устранены.
Из письма администрации МО «Ахтубинский район» от 08 мая 2024 года, адресованного начальнику Управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» следует, что распоряжением администрации МО «Ахтубинский район» от 07 мая 2024 года № 238-р «Об увеличении бюджетных ассигнований» определен источник финансирования мероприятий по замене перекрытий и балок в здании СОШ № 9 МО «Ахтубинский район» в размере 590 000 рублей. Данные средства 08 мая 2024 года доведены на лицевой счет управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» для дальнейшего распределения получателю бюджетных средств СОШ № 9 МО «Ахтубинский район».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 1.6 Устава МКОУ «СОШ № 9 МО «Ахтубинский район», учредителем (собственником) Учреждения является МО «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области».
Функции и полномочия Учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация МО «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в лице Управления образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области».
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «Ахтубинский район» осуществляет администрация МО «Ахтубинский район».
Принимая во внимание, что выявленные факты влекут за собой нарушения требований законодательства об образовании, в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних, в том числе безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, создают угрозу жизни и здоровью учащихся, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем, считает иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░ № 9 ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░ № 9 ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 9 ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 9 ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ «░░░ № 9 ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.