Дело № 21-262/2023
Р Е Ш Е Н И Е
25 апреля 2023 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. от 01.11.2022 года, должностное лицо первый заместитель генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч.9 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023 жалоба защитника Амирасланова А.Т. - Ишутиной И.О. удовлетворена частично. Постановление должностного лица от 01.11.2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением суда, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудакова А.П. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что сама по себе справка, подтверждающая факт наличия осадков, не является основанием для продления сроков для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на основании подпункта «в» п. 223 Положения. Изменения срока окончания работ нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, суду не представлены достоверные подтверждения фактов увеличения объемов работ, подтверждающих необходимость в продлении сроков ремонтов.
За нарушения закона о торгах, в рассматриваемом случае, несет должностное лицо первый заместитель генерального директора фонда Амирасланов А.Т.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения Амирасланова А.Т., представителя УФАС Велиляевой Э.С. и прокурора отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Крым Военной З.Н., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, в силу части 2 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.29 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 №753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы (с последующими изменениями и дополнениями).
Цели программы определены следующие: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Крым; улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Крым; улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах.
Исполнителем программы, наряду с иными, является Некоммерческая организация Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым, которая создана в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 за №1052-р.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ региональный оператор выполняет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Кодекса в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 года №615 утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах вместе с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Порядка закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
На основании подпункта «б» пункта 193 Положения закупка у единственной подрядной организации может осуществляться заказчиком в случае закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы и применение иных способов определения подрядной организации, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор о проведении капитального ремонта только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
В силу пункта 223 Положения предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства как:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Согласно части 2 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
На основании положений статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В статье 93 Закона о контрактной системе определены исключительные случаи, когда заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» (далее Фонд) требований законодательства о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Прокуратурой установлено, что в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 №753, Фондом и подрядными организациями ООО «Хоуст-групп», ООО «СК-Лига», ООО «Строй гарант», ООО «Транском». ООО «ПСК-Юг», ООО «Генпосгавка», ООО «Направление Поиска» ООО «СМУ-8», ООО «ЯрТЭС Инжиниринг», ООО «МИРА» заключены договоры № от 30.04/2021, № от 30.04/2021, № от 17.05.2021, № от 01.10.2021, № от 08.11/2021, № от 04.06/2021, № от 06.09.2021, № от 06.09/2021, № от 06.09.2021, № от 06.09/2021, № от 05.10.2021, № от 05.10/2021, № от 05.10.2021, № от 18.10.2021 на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В дальнейшем Фондом в лице первого заместителя генерального директора Амирасланова А.Т. и перечисленными организациями к указанным выше Договорам заключены следующие дополнительные соглашения, которыми продлены сроки выполнения предусмотренных ими работ, а именно:
- с подрядчиком ООО Хоуст-Групп» по договору № от 30.04.2021 дополнительным соглашением №4 от 20.10.2021 и по договору № от 30.04.2021 дополнительным соглашением №2 от 20.10.2021;
- с подрядчиком ООО «Стройгарант» по договору № от 17.05.2021 дополнительным соглашением №8 от 18.01.2022;
- с подрядчиком ООО «Транском» по договору № от 01.10.2021 дополнительным соглашением №1 от 30.12.2021 и по договору № от 08.11.2021 дополнительным соглашением №2 от 30.12.2021;
- с подрядчиком ООО «ПСК-Юг» по договору № от 04.06.2021 дополнительным соглашением №1 от 19.10.2021;
- с подрядчиком ООО «СК-Лига» по договору № от 06.09.2021 дополнительным соглашением №1/1 от 24.01.2022 и по договору № от 06.09.2021 дополнительным соглашением №1/1 от 24.01.2022;
- с подрядчиком ООО «Генпоставка» по договору № от 06.09.2021 дополнительным соглашением №3 от 18.01.2022;
- с подрядчиком ООО «Направление Поиска» по договору № от 06.09.2021 дополнительным соглашением №1 от 30.12.2021;
- с подрядчиком ООО «СМУ-8» по договору № от 05.10.2021 дополнительным соглашением №1 от 19.01.2022 и по договору № от 05.10.2021 дополнительным соглашением №2 от 28.03.2022;
- с подрядчиком ООО «ЯрТЭС Инжиниринг» по договору № от 05.10.2021 дополнительным соглашением № 1 от 30.12.2021;
- с подрядчиком ООО «МИРА» по договору № от 18.10.2021 дополнительными соглашениями № 2 от 30.12.2021 и №3 от 04.03.2022.
Пунктом 223 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований продления сроков оказания услуг и (или выполнения) работ по договору о проведении капитального ремонта МКД.
Согласно выводам надзорного органа первым заместителем генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Амираслановым А.Т. в нарушение пункта 223 Положения при исполнении договора допущено изменение его условий, установленных в документации о торгах, в связи с чем, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Кроме того, в нарушение пункта 2 Постановления № 615 и пункта 197 Положения фондом, в лице Амирасланова А.Т., и подрядной организацией ООО «Транском» в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 193 Положения, заключен договор <данные изъяты> от 17.05.2022 года, путем закупки у единственной подрядной организации.
Согласно выводам прокуратуры Амираслановым А.Т. также допущено нарушение порядка определения формы проведения обязательных торгов, в связи с чем им совершено административное правонарушение, предусмотренное, частью 2 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В части обстоятельств привлечения Амирасланова А.Т. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции установлено следующее.
Так, фондом (заказчик) 17.05.2022 года заключен договор №ЧС-СК-1-2022 с единственным поставщиком ООО «Транском» (подрядчик) на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие прохождения комплекса неблагоприятных метеорологических явлений в июне-июле 2021 года на территории Республики Крым за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году.
Приложением к данному договору является адресный перечень многоквартирных домов с расчетом цены договора для оказания услуг и (или) выполнения работ по осуществлению строительного контроля, который содержит 252 адреса МКД, расположенных на территории <адрес>.
Усматривается, что выводы контролирующего органа обоснованы отсутствием правовых оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 193 Положения, поскольку Фондом не подтвержден факт отсутствия целесообразности применения иных способов определения подрядной организации, учитывая длительность периода между датой объявления чрезвычайной ситуации (17.06.2021) и заключением договора (17.05.2022).
По фактам выявленных нарушений 09.09.2022 года заместителем прокурора Республики Крым старшим советником юстиции Кузнецовым В.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении первого заместителя генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Амирасланова А.Т. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 и частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. от 01.11.2022 года первый заместитель генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Амирасланов А.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023 жалоба защитника Амирасланова А.Т. - Ишутиной И.О. удовлетворена частично. Постановление должностного лица от 01.11.2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
Отменяя постановление должностного лица от 01.11.2022 года и прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что неблагоприятные погодные условия в виде осадков, которые могли повлечь нарушение обязательных требований к технологии выполнения работ, при проведении внешнего ремонта многоквартирного жилого дома, являются непреодолимым обстоятельством, наступление которого, как и его последствия, не зависит от воли сторон договора.
Судья районного суда указал и на то, что совершение административных правонарушений вменяется должностному лицу Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» первому заместителю генерального директора с указанием на то, что от имени Фонда при заключении соответствующих договоров (дополнительных соглашений к договорам) действовал Амирасланов А.Т.
Однако исследованием приобщенных к материалам дела доказательств судьей установлено, что в дополнительных соглашениях с подрядными организациями в качестве лица, действующего от имени заказчика Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», значится иное лицо, временно исполняющая обязанности генерального директора Фонда Боднарчук Ю.А.
С указанными выводами судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым соглашается и суд апелляционной инстанции.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, действительно в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Амирасланов А."Г. утверждал, что сроки выполнения работ по договорам о проведении капитального ремонта были продлены по соглашению сторон исключительно на период приостановки выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7).
Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, предусматривая возможность изменения сроков выполнения подрядных работ ввиду наличия неблагоприятных погодных условий, не дает определения данному понятию.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в руководящем документе РД 52.27.724-2019 «Наставление по краткосрочным прогнозам общего назначения» дано определение понятию неблагоприятное метеорологическое явление, под которым следует понимать метеорологическое явление, которое значительно затрудняет или препятствует деятельности отдельных отраслей экономики и может нанести материальный ущерб, но по своим количественным значениям не достигает критериев опасного метеорологического явления (пункт 3.1.6). В соответствии с примечанием к указанной норме информация о прогнозируемом неблагоприятном метеорологическом явлении подготавливается оперативно-прогностическим подразделением и передается пользователю (потребителю) по договорам на услуги по информационному обеспечению в соответствии с утвержденным порядком и по утвержденной схеме.
Судом установлено, что в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 №753, Фондом и подрядными организациями ООО «Хоуст-групп», ООО «СК-Лига», ООО «Стройгарант», ООО «Транском», ООО «ПСК-Юг», ООО «Генпоставка», ООО «Направление Поиска» ООО «СМУ-8», ООО «ЯрТЭС Инжиниринг», ООО «МИРА» заключены соответствующие договоры на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В последующем сторонами договоров были изменены их условия в части сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Кроме того, были изменены объемы работ по дополнительным соглашениям к договору № от 01.10.2021 года и по договору № от 08.11.2021 с ООО «Транском».
В соответствии с содержанием дополнительного соглашения №4 от 20.10.2021 с подрядчиком ООО Хоуст-Групп» по договору № от 30.04.2021, дополнительного соглашения с этим же исполнителем (подрядчиком) №2 от 20.10.2021 по договору № от 30.04.2021, дополнительного соглашения №8 от 18.01.2022 с подрядчиком ООО «Стройгарант» по договору № от 17.05.2021; дополнительного соглашения №1 от 30.12.2021 с подрядчиком ООО «Транском» по договору № от 01.10.2021 дополнительным соглашением №2 от 30.12.2021 по договору № от 08.11.2021 с этим же подрядчиком; дополнительного соглашения №1 от 19.10.2021 по договору № от 04.06.2021 с подрядчиком ООО «ПСК-Юг»; дополнительного соглашения №1/1 от 24.01.2022 с подрядчиком ООО «СК-Лига» по договору № от 06.09.2021 и дополнительного соглашения №1/1 от 24.01.2022 по договору № с этим же подрядчиком; дополнительного соглашения №3 от 18.01.2022 по договору № от 06.09.2021 с подрядчиком ООО «Генпоставка»; дополнительного соглашения №1 от 30.12.2021 по договору № от 06.09.2021 с подрядчиком ООО «Направление Поиска»; дополнительного соглашения №1 от 19.01.2022 по договору № от 05.10.2021 с подрядчиком ООО «СМУ-8» и дополнительного соглашения №2 от 28.03.2022 по договору № от 05.10.2021 с этим же заказчиком; дополнительного соглашения № 1 от 30.12.2021» по договору № от 05.10.2021 с подрядчиком ООО «ЯрТЭС Инжиниринг: дополнительными соглашениями № 2 от 30.12.2021 и №3 от 04.03.2022 по договору № от 18.10.2021 с подрядчиком ООО «МИРА» основанием для внесения изменений в договоры и график выполнения работ по договорам порядка послужило наличие неблагоприятных погодных условий.
Приложением к каждому из вышеперечисленных дополнительных соглашений является справка ФГБУ «Крымское УГМС» с предоставлением гидрометеорологической информации о количестве выпавших осадков (единица измерения в миллиметрах) за период, соответствующий периоду выполнения подрядных работ с конкретным подрядчиком.
Указанные справки представлены в адрес заказчика соответствующей подрядной организацией в обоснование причин приостановления выполнения работ в рамках договора подряда.
Предметом исполнения в рамках договоров, заключенных Фондом с порядными организациями, исходя из их содержания, являлись работы по капитальному ремонту многоквартирных домов согласно адресному перечню, среди них работы по внешнему ремонту (демонтажные работы по разборке покрытий кровель, разборка деревянных элементов конструкций крыш; разборка слуховых окон; ремонт скатной кровли; ремонт строительных конструкций и элементов крыши; работы по ремонту неисправных дымовых и вентиляционных каналов: ремонт водосточной системы, прочие работы).
В соответствии с положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредству ; это»: сеяв требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Действующими требованиями к качеству выполненных работ и требованиям к охране труда и технике безопасности при производстве строительных работ (СНиП 3.04.01-87; СТО НОСТРОЙ 2.33.120-2013 «Стандарт организации. Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Правила производства работ. Правила приемки и методы контроля», утв. и введен в действие Протоколом Ассоциации «Национальное объединение строителей» от 15.11.2013 №48; СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия»; Правила по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 782н от 16.11.2020, и др.) установлены ограничения производства работ при наличии осадков и влаги.
О невозможности проведения высотных работ и иных внешних строительных работ при наличии осадков также указано специалистами ФАУ «Роскапстрой» Яковенко А.А. и Жировой А.И., пояснения которых занесены в протокол судебного заседания.
Таким образом, неблагоприятные погодные условия в виде осадков, которые могли повлечь нарушение обязательных требований к технологии выполнения работ, подтвержденные надлежащими доказательствами в виде справок ФГБУ «Крымское УГМС», при проведении работ по внешнему ремонту многоквартирного жилого дома, является непреодолимым обстоятельством, наступление которого, как и его последствия, не зависит от воли сторон договора.
Кроме того, судья первой инстанции, верно указал, что административным органом не дана оценка ситуации сложившейся в июне-июле 2021 года на территориях муниципальных образований городской округ <адрес> в результате обильного выпадения осадков и подтопления территорий указанных муниципальных образований Республики Крым и что Указом Главы Республики Крым от 17.06.2021 года №142-У на территории Республики Крым введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация».
Пунктом 3 Указа исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, организациям поручено обеспечить выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с решениями, принимаемыми Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым.
На момент заключения Фондом договора № от 17.05.2022 года данный Указ являлся действующим (действует и на момент рассмотрения дела с последующими изменениями).
Распоряжением Правительства РФ от 01.04.2022 №715-р в 2022 году Минстрою России выделены на предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июне - июле 2021 г. на территории Республики Крым, бюджетные ассигнования в размере 1703700,5 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации, имея в виду проведение капитального ремонта общего имущества не менее чем в 259 многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 14.04.2022 №257 внесены изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 29.12.2021 года №864 «Об утверждении краткосрочного плана на 2022 - 2024 годы по реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы», раздел «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план» дополнен абзацами следующего содержания: «Перечень 261 многоквартирных домов, капитальный ремонт которых будет проводиться в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №715-р о выделении в 2022 году Минстрою России на предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июне - июле 2021 года на территории Республики Крым, бюджетных ассигнований в размере <данные изъяты> тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации, приведен в приложении 3 к краткосрочному плану, а также дополнен приложением 3 к Краткосрочному плану.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Амирасланова А.Т.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Кроме того Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы торгов, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.32.4 КоАП РФ, составляет один год.
Усматривается, что на момент рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий Амирасланова А.Т. на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.
Ввиду невозможности ухудшения правового положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для пересмотра решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023 - оставить без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 марта 2023 года № 12-53/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении первого заместителя генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» ФИО1 - оставить без изменения
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Тимошенко Е.Г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>