Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-206/2020 (2-4880/2019;) от 11.12.2019

Дело № 2-206/2020

77RS0016-01-2019-018841-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года                                      город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при секретаре Лацковой И.С.,

с участием старшего помощника Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Литвинцевой К.А.,

представителя ответчика Кочеяна Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,

установил:

Волгоградский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), мотивируя требования тем, что в ходе проверки объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «Российские железные дороги» и на балансе Приволжской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» установлено следующее.

Ответчиком как субъектом транспортной инфраструктуры не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения изменений положений Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта на следующих объектах транспортной инфраструктуры.

02.11.2012 года железнодорожным станциям: «Ададурово» (<адрес>), «Авилово» (<адрес>), «Бударино» (<адрес>), «Ильмень» (<адрес>), «Камышин-II» (<адрес>), «Кумылга» (<адрес>), «Медведица» (<адрес>), «Панфилово» (<адрес>), «Ярыженская» (<адрес>); 29.12.2012 «Раковка» (<адрес>), «Троицкий» (<адрес>); 12.12.2012 «Камышин» (<адрес>), 18.12.2013 «Лапшинская» (<адрес>); 25.12.2012 «Тингута» (<адрес>), 28.04.2012 «Урюпино» (<адрес>), состоящих на балансе Приволжской дирекции управления движением, Федеральным агентством железнодорожного транспорта «Росжелдор» присвоена 2 категория с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

12.12.2013, 23.12.2013, 02.12.2013, 23.12.2014 Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) утверждены результаты оценок уязвимости по указанным железнодорожным станциям.

02.11.2012 разъездам «Косарка» (<адрес>), «Рогожино» (<адрес>), «Солоново» (<адрес>), «Страхово» (<адрес>); 29.12.2012 «Семеновский» (<адрес>), «Привольный» (<адрес>), «Пост 278 км» (<адрес>), «Лесопитомник» (<адрес>), «Капкинский» (<адрес>), «Гурово» (<адрес>), «Зеленовская» (<адрес>), состоящих на балансе Приволжской дирекции управления движением, Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) присвоена 2 категория с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

29.12.2012 разъездам «Разъезд 782 км» (<адрес>) и «Ост. Пункт 30 км» (<адрес>), состоящим на балансе Приволжской дирекции управления движением Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) присвоена 3 категория с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

23.12.2014 Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) утверждены результаты оценок уязвимости по указанным разъездам.

Ранее, 18.04.2019 Волгоградским транспортным прокурором начальнику Приволжской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» вносилось представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого действенных мер со стороны Дирекции не принято.

В нарушение действующего законодательства дополнительная оценка уязвимости вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры, состоящих на балансе Приволжской дирекции управления движением, до настоящего времени не проведена.

В связи с изложенным истец с учетом уточнений просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, а именно: железнодорожных станций «Ададурово» (<адрес>), «Авилово» (<адрес>), «Ильмень» (<адрес>), «Камышин-II» (<адрес>), «Кумылга» (<адрес>), «Медведица» (<адрес>), «Панфилово» (<адрес>), «Ярыженская» (<адрес>), «Раковка» (адрес<адрес>), «Троицкий» (<адрес>), «Камышин» (адрес<адрес>

<адрес>), 18.12.2013 «Лапшинская» (<адрес>), «Тингута» (<адрес>), «Урюпино» (<адрес>) и разъездов «Косарка» (<адрес>), «Рогожино» (<адрес>), «Солоново» (<адрес>), «Страхово» (<адрес>), «Семеновский» (<адрес>), «Пост 278 км» (<адрес>), «Гурово» (<адрес>), «Зеленовская» (<адрес>), «Разъезд 782 км» (<адрес>) и «Ост. Пункт 30 км» (<адрес>), состоящих на балансе Приволжской дирекции управления движением.

Старший помощник Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Литвинцева К.А. в судебном заседании требования поддержала с учетом уточнений, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Кочеян А.С. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просил отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 20, ст. 42 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

Статья 12 Гражданского Кодекса РФ устанавливает способ защиты гражданских прав в виде присуждения обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Согласно ст. 8 Закона Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В соответствии со ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подп. 3 п. 5, п.17 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 (далее – Требования), при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «Российские железные дороги» и на балансе Приволжской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» выявлено нарушение вышеуказанных требований закона, а именно: субъектом транспортной инфраструктуры не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений на следующих объектах транспортной инфраструктуры: железнодорожных станций «Ададурово» (<адрес>), «Авилово» (<адрес>), «Ильмень» (<адрес>), «Камышин-II» (<адрес>), «Кумылга» (<адрес>), «Медведица» (<адрес>), «Панфилово» (<адрес>), «Ярыженская» (<адрес>), «Раковка» (<адрес>), «Троицкий» (<адрес>), «Камышин» (<адрес>), 18.12.2013 «Лапшинская» (<адрес>), «Тингута» (<адрес>), «Урюпино» (<адрес>) и разъездов «Косарка» (<адрес>), «Рогожино» (<адрес>), «Солоново» (<адрес>), «Страхово» (<адрес>), «Семеновский» (адрес<адрес>), «Пост 278 км» (<адрес>), «Гурово» (<адрес>), «Зеленовская» (<адрес>), «Разъезд 782 км» (<адрес>) и «Ост. Пункт 30 км» (адрес<адрес>).

Отмеченные обстоятельства подтверждаются информацией Приволжской дирекции управления движением от 05.04.2019 № 1572/ПривД приложением № 1 («Сведения по категорированным объектам Приволжской дирекции управления движением, расположенным на территории Волгоградской области).

По вышеуказанным фактам в адрес Приволжской дирекции управления движением 18.04.2019 за № 23/1-3-2019/2129, вносилось представление по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения нашли свое подтверждение, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

По сообщению представителя ответчика, со стороны ОАО «РЖД» определен ряд мероприятий, направленных на безусловное исполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности и приведение документов к требованиям действующего законодательства. Для проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на 2020 год Приволжской дирекции управления движения выделено 4 923 000 рубля, что позволит провести дополнительную оценку уязвимости по вышеуказанным объектам. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 07.02.2019 №224/р АО «НИИАС» определено, как организация, которая будет проводить оценку (дополнительную) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, имеет место несовершенство действующего законодательства, в связи с чем, 20.03.2019 в адрес Правительства Российской Федерации направлены предложения по изменению положений Федерального закона «О транспортной безопасности». 24.04.2019 распоряжением Минтранса России создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения безопасности для объектов железнодорожного транспорта. Считают, что со стороны ОАО «РЖД» приняты меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, доказательств, объективно подтверждающих устранение указанных нарушений, ответчик суду не представил.

Доводы представителей ответчика, суд находит несостоятельными, поскольку требования прокурора сформулированы с учетом требований действующего законодательства.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

При установленных обстоятельствах, в силу приведенных положений закона, суд полагает уточненные исковые требования Саратовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем с учетом пояснений представителя ответчика о проводимых мероприятиях, направленных на исполнение вышеуказанных требований, а именно: выделение денежных средств, определение организации, которая будет проводить оценку уязвимости объектов, заключение договора на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов в марте 2010 года, суд считает возможным определить в качестве срока исполнения требований законодательства – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Приволжской региональной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, находящимся в собственности ОАО «Российские железные дороги» и на балансе Приволжской дирекции управления движением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», а именно: железнодорожных станций «Ададурово» (<адрес>), «Авилово» (<адрес>), "Бударино" (<адрес>), «Ильмень» (<адрес>), «Камышин-II» (<адрес>), «Кумылга» (<адрес>), «Медведица» (<адрес>), «Панфилово» (<адрес>» (<адрес>), «Раковка» (<адрес>), «Троицкий» (<адрес>), «Камышин» (<адрес>), 18.12.2013 «Лапшинская» (<адрес>), «Тингута» (<адрес>), «Урюпино» (<адрес>) и разъездов «Косарка» (<адрес>), «Рогожино» (<адрес>), «Солоново» (<адрес>), «Страхово» (<адрес>), «Семеновский» (<адрес>), Пост 278 км» (<адрес>), «Гурово» (<адрес>), «Зеленовская» (<адрес>), «Разъезд 782 км» (<адрес>) и «Ост. Пункт 30 км» (<адрес>), в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Волжский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение составлено 30 января 2020 года.

Судья                                         А.Н. Титова

2-206/2020 (2-4880/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волгоградский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Титова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.12.2019Передача материалов судье
16.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
06.04.2020Дело передано в архив
01.09.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее