Дело № 2-10/2023
УИД 62RS0031-01-2021-000846-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 года р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Орешкина М.С., при секретаре судебного заседания Антоновой В.В., с участием представителя истца Попова Д.С., представителя ответчика Сеняева Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области к Сеняевой Галине Александровне о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в Шиловский районный суд Рязанской области с исковым заявлением к Сеняевой Г.А. о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 № 98, Минимущество является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере имущественно-земельных отношений, в т.ч. осуществляющий полномочия уполномоченного органа по обращению в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным постановлением одним из ключевых признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению является наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями и (или) древеснокустарниковой растительностью и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров и (или) распространение деградации земель.
При этом вышеуказанные признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению подтверждают факт неиспользования, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае не устранения правонарушений в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 6 Закона).
В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 статьи 6 Закона, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона.
(дата) из Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Россельхознадзор) в адрес Минимущества в целях инициирования процедуры принудительного изъятия неиспользуемых более трех лет с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования по целевому назначению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения поступили копии материалов проверок в отношении Сеняевой Г.А.
Согласно представленным Россельхознадзором материалам и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, Сеняевой Г.А. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 417 284 кв. м, местоположение: <адрес>; - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 177 970 кв. м, местоположение: <адрес>; - с кадастровым № категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 365 000 кв.м, местоположение: <адрес>; - с кадастровым № категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 34 926 кв. м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 54 580 кв, м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 105 530 кв. м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 19 890 кв. м, местоположение: <адрес>.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке (дата), (дата), (дата), (дата) (записи регистрации №; №; №; №; №; №; №).
(дата) при проведении Россельхознадзором внеплановых выездных проверок на основании приказов от (дата) №№ в отношении Сеняевой Г.А. были выявлены следующие нарушения на земельных участках:
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и
др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание
земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания 10-15 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная,, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся; - с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся.
В связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями, допущенными Сеняевой Г.А., на основании постановлений от (дата) №, вынесенных уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, указанное физическое лицо было признано виновным в совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 и ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, Сеняевой Г.А. были назначены административные наказания в виде административных штрафов в общем размере 21 000 рублей.
В целях устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений земельного законодательства, Сеняевой Г.А. было предписано устранить в срок до (дата) зарастание земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов и др.) и фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
(дата) при проведении Россельхознадзором внеплановой документарной проверки на основании приказа от (дата) № в отношении Сеняевой Г.А. на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № было установлено зарастание сорной (полынь горькая, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная, пырей ползучий, злаковые сорняки и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, береза высотой до 5-6 м) на 100% площади участков. Высота сорной растительности составляет до 90 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся, выпас скота, сенокошение не проводится, культурные многолетние насаждения отсутствуют.
В целях устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений земельного законодательства, Сеняевой Г.А. было предписано устранить в срок до (дата) зарастание земельных участков от сорной и древесно-кустарниковой растительности путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание др.), агрохимических (применение гербицидов, арборицидов и др.), фитосанитарных мероприятий.
(дата), (дата), (дата) и (дата) на основании приказов от (дата) №/вп, от (дата) №/вп, от (дата) №/вп, от (дата) №/вп соответственно были проведены внеплановые выездные проверки на предмет исполнения Сеняевой Г.А. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а нарушения не устранены.
В связи с этим, учитывая что в результате неоднократных проверок соблюдения земельного законодательства достоверно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № более 3 лет подряд не используются собственником для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности с момента выявления Россельхознадзором факта неиспользования указанных земельных участков, имеются все правовые основания для принудительного изъятия у Сеняевой Г.А., принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами №
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 10 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 64-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области», статьей 30 ГПК РФ, истец просит:
1. Изъять у Сеняевой Галины Александровны путем проведения публичных торгов, принадлежащие ей на праве собственности:
земельный участок с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 417 284 кв. м, местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 177 970 кв. м, местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 365 000 кв. м, местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым №, категория -
земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 34 926 кв.м, местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 54 580 кв. м, местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым №, категория -
земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 105 530 кв. м, местоположение: <адрес>
земельный участок с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 19 890 кв.м, местоположение: <адрес>.
2. Определить способ определения начальной цены изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами № на публичных торгах в размере их рыночной стоимости.
Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Попов Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик Сеняева Г.А. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителя.
Представитель ответчика Сеняев Р.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в границах государственного природного заказника «Рязанский», в связи с чем на землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными и региональными законами. В пределах их территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается согласно ст. 95 ЗК РФ.
Отношения в области организации, охраны и использования государственных природных заповедников, иных особо охраняемых природных объектов регулируются в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов. Исходя из положений природоохранного законодательства, ответчица не имела возможности, не нарушая закона исполнить предписания контролирующего органа.
Третьи лица: ФГБУ «Окский государственный заповедник», Государственный природный заказник федерального значения "Рязанский", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, письменных возражений не представили.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства, представленные суду, материалы дела приходит к следующему.
Как отмечается в Земельном кодексе РФ, земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (земли сельскохозяйственного назначения), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В части 7 ст. 95 ЗК РФ предусматриваются ограничения деятельности, общие для всех земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Для каждого вида ООПТ существуют свои особенности режима использования и охраны земельных участков. Кроме того, положениями о конкретных ООТ и ООПТ устанавливаются индивидуальная специфика данной особо охраняемой территории или особо охраняемой природной территории.
На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными и региональными законами. В пределах их территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается согласно ст. 95 ЗК РФ.
Отношения в области организации, охраны и использования государственных природных заповедников, иных особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.
Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования; особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, сохраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 58 Закона N 7-ФЗ).
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.
Режим использования и охраны земельных участков государственных заповедников обладает рядом особенностей не только по отношению к землям иных категорий, но и по отношению к землям иных особо охраняемых природных территорий.
На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих земельных участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Режим использования и охраны земельных участков природных заказников предусматривается в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ, в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и определяется назначением и целями образования конкретного заказника.
В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ).
На землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения в том числе запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (пункт 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ).
Судом установлено, что Сеняевой Г.А. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 417 284 кв. м, местоположение: <адрес>; - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 177 970 кв. м, местоположение: <адрес>; - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 365 000 кв.м, местоположение: <адрес> - с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 34 926 кв. м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 54 580 кв, м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 105 530 кв. м, местоположение: <адрес>; с кадастровым №, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 19 890 кв. м, местоположение: <адрес>
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке (дата), (дата), (дата), (дата) (записи регистрации №; №; №; №; №; №; №).
(дата) при проведении Россельхознадзором внеплановых выездных проверок на основании приказов от (дата) №№ в отношении Сеняевой Г.А. были выявлены следующие нарушения на земельных участках:
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и
др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание
земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания 10-15 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся;
с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная,, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся; - с кадастровым № установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, кострец безостый и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, возраст произрастания более 10 лет) на 100% площади участка. Земельный участок не вспахан, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, пастбище не используется более 10 лет, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся.
В связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями, допущенными Сеняевой Г.А., на основании постановлений от (дата) № вынесенных уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, указанное физическое лицо было признано виновным в совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 и ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, Сеняевой Г.А. были назначены административные наказания в виде административных штрафов в общем размере 21 000 рублей ( по 3 000 рублей по каждому земельному участку).
В целях устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений земельного законодательства, Сеняевой Г.А. было предписано устранить в срок до (дата) зарастание земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов и др.) и фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
(дата) при проведении Россельхознадзором внеплановой документарной проверки на основании приказа от (дата) №/вп в отношении Сеняевой Г.А. на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № было установлено зарастание сорной (полынь горькая, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная, пырей ползучий, злаковые сорняки и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (сосна, береза высотой до 5-6 м) на 100% площади участков. Высота сорной растительности составляет до 90 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся, выпас скота, сенокошение не проводится, культурные многолетние насаждения отсутствуют.
В целях устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений земельного законодательства, Сеняевой Г.А. было предписано устранить в срок до (дата) зарастание земельных участков от сорной и древесно-кустарниковой растительности путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание др.), агрохимических (применение гербицидов, арборицидов и др.), фитосанитарных мероприятий.
(дата), (дата), (дата) и (дата) на основании приказов от (дата) №/вп, от (дата) №/вп, от (дата) №/вп, от (дата) №/вп соответственно были проведены внеплановые выездные проверки на предмет исполнения Сеняевой Г.А. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а нарушения не устранены.
Физическое лицо Сеняева Г.А. привлекалась Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям постановлениями от (дата) №/з, (дата) №/з, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельных участках с кадастровыми номерами №. Постановлениями Управления №№/з- 40/з от (дата) по выявленным фактам нарушений требований земельного законодательства Сеняева Г.А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 и ч. 1.1 ст. 8.8. КоАП РФ, ей назначены наказания в виде административных штрафов.
Постановлением по делу об административном правонарушении от (дата) №/з, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 установлено, что (дата) в период с 11 часов 30 минут по 15 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки на предмет исполнения предписания Управления №/вп от (дата) в отношении физического лица Сеняевой Галины Александровны на основании приказа №/ВП от (дата) на земельных участках с кадастровыми номерами: №, установлено: 100%-е зарастание сухостоем сорной, дикорастущей злаковой и лесной травянистой растительностью. Также на участке выявлена подушка из сухостоя сорных, дикорастущих злаковых трав. Видовой состав сухостоя: сорной, дикорастущей злаковой и лесной травянистой растительности (осот полевой, тысячелистник пижма обыкновенная, полынь полевая, ромашка пахучая и др.). Высота сухостоя от 40 см до 120 см. Через подушку из сухостоя проросла молодая поросль травянистой растительности высотой от 10 до 40 см. Видовой состав молодого травостоя (многолетние сорняки: пижма обыкновенная, тысячелистник, сныть обыкновенная, полынь полевая, осот полевой и др., малолетние сорняки: мятлик однолетний, костер полевой, ромашка непахучая и др., однолетние сорняки: одуванчик лекарственный, лютик едкий, и др.). Также по всей площади участка очагами и в виде отдельных деревьев выявлено произрастание древеснокустарниковой растительностью (сосна, береза, осина, ива высотой от 1,5 м до 10 м). Земельные участки расположены по адресу: <адрес>. Назначение земельных участков: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, правообладателем земельных участков является Сеняева Галина Александровна, согласно записей в ЕГРН.
На всей площади земельных участков с кадастровым номерами № следы хозяйственной деятельности отсутствуют: не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводится выпас скота и сенокошение. Видовой состав сорной растительности, а также наличие на земельных участках древесно-кустарниковой растительности высотой до 15 м. свидетельствует о неиспользовании земельных участков более 3-х лет.
Постановлением установлено нарушение требований ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации № 1482 от 18.09.2020 г. Ответственность за данное правонарушение квалифицирована по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, вина за его совершение возложена на физическое лицо Сеняеву Г.А., ей назначено наказание в виде штрафа в размере 8 000 рублей.
(дата) старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО1 вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ.
Предписано виновному лицу возместить вред, причиненный земельным правонарушением, устранить зарастание земельных участков с кадастровыми номерами: 62№ от сорной и древесно-кустарниковой растительности, путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание, выкорчевка ДКР и др.), агрохимических (применения гербицидов и др.), фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий, ввести земельные участки в сельскохозяйственный оборот.
Сеняева Г.А., не согласившись с указанным постановлением обратилась в суд с настоящей жалобой, доводы жалобы заключаются в том, что принадлежащие ей земельные участки располагаются на территории государственного природного заказника «Рязанский», на которой виды деятельности, указанные в предписании запрещены. Кроме того, на указанных земельных участках она занимается пчеловодством, которое относится к разрешенному виду сельскохозяйственного производства, т.е. использует земельные участки по назначению.
Решением Шиловского районного суда от (дата) постановление по делу об административном правонарушении от (дата) №/з, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2, о признании Сеняевой Галины Александровны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, – отменено, производство по делу прекращено по основанию п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения. Решение обжаловалось, апелляционным определением Рязанского областного суда от (дата) решение Шиловского районного суда от (дата) отставлено без изменения, а жалоба Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям без удовлетворения.
Согласно заключению землеустроительной экспертизы от (дата), проведенной экспертом ООО «ЗемКадастрПроект» по настоящему гражданскому делу, спорные земельные участки с кадастровыми номерами №, принадлежащие ответчику Сеняевой Г.А., расположены в границах государственного природного заказника «Рязанский».
Из пункта 2 статьи 24 Закона N 33-ФЗ следует, что задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 16 января 1996 г. N 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках в РФ. Согласно этому Примерному положению к видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников (если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам), относятся: - распашка земель; - рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром; - промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром; - сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов; -предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого-разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;- строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; - взрывные работы; - проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения; - любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Согласно Положению о Государственном природном заказнике федерального значения «Рязанский», утвержденному приказом Минприроды России от 10.06.2010 года №202 указано, что Государственный природный заказник федерального значения «Рязанский» (далее – заказник) имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды его обитания (п.1.2). Заказник образован без ограничения срока действия (п.1.3). Заказник находится в ведении Минприроды России (п.1.4). Охрану территории заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказника осуществляет федеральное государственное учреждение «Окский государственный природный биосферный заповедник» Минприроды России (далее – заповедник), (п.1.5). Заказник образован для выполнения следующих задач (п.2.1): - сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов и поддержание экологического баланса; - сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира и т.п.
На территории заказника запрещаются (п.3.1) : в том числе – заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, проведение сплошных рубок леса, проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, распашка земель, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, создание объектов размещения отходов производства и потребления, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, выпас и прогон скота вне специально выделенных участков, сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
На территории заказника хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения (п.3.2).
Аналогичные положения содержит Устав ФГБУ «Окский государственный природный биосферный заповедник», утвержденный приказом Минприроды России от 25.05.2011 года № 470.
На основании изложенного следует, что режим использования и охраны земельных участков природных заказников предусматривается в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ, в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и определяется назначением и целями образования конкретного заказника.
В связи с чем, собственнику земельных участков, расположенных в границах государственного природного заказника «Рязанский» при их использовании в первую очередь следует руководствоваться законодательством об охраняемых природных территориях.
Установленные контролирующим органом нарушения Сеняевой Г.А. требований земельного законодательства заключаются в том, что работы на принадлежащих ей земельных участках по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся, выпас скота, сенокошение не проводится, культурные многолетние насаждения отсутствуют.
Приведенные выше требования природоохранного законодательства объективно препятствуют проведению мероприятий, изложенных в предписаниях должностных лиц Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ в отношении Сеняевой Г.А. (проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание, выкорчевка ДКР и др.), агрохимических (применения гербицидов и др.), фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий), а также занятию на земельных участках любыми видами хозяйственной деятельности, в том числе выпас скота, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случаях, если:
1) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет;
2) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой земельный участок используется с нарушением законодательства РФ не менее трех лет подряд с даты выявления в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) данного нарушения;
3) такой земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
4) приобретенный в соответствии со ст. 6 Закона об обороте земель такой земельный участок не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты его приобретения.
Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612, а размер причиненного окружающей среде вреда определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель в случае неустранения правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пп. 1 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, и о его продаже с публичных торгов (п. 5 ст. 6 Закона об обороте земель).
В течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, и о его продаже с публичных торгов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 6 Закона об обороте земель (п. 6 ст. 6 Закона об обороте земель).
Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16.071998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (п. 14 ст. 6 Закона об обороте земель).
Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ предусмотрены ст. 60.1 Закона о регистрации недвижимости.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ в отношении Сеняевой Г.А., изложенных в предписаниях должностных лиц Управления Россельхознадзора основаны на неправильном толковании действующего законодательства в сфере природоохранной деятельности и не могли быть исполнены ответчиком в полном объеме без нарушения положений действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Однако, режим использования и охраны земельных участков природных заказников предусматривается в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ, в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и определяется назначением и целями образования конкретного заказника.
Требования указанного земельного и природоохранного законодательства ответчиком Сеняевой Г.А. не нарушены.
В связи с чем, бездействие ответчика Сеняевой Г.А. по исполнению предписаний должностных лиц Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям нельзя признать незаконными.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: №
№, принадлежащих ответчику, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области к Сеняевой Галине Александровне о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шиловский районный суд Рязанской области.
Судья: