УИД 81RS0006-01-2023-000814-82
Дело № 12-48/2023
Р Е Ш Е Н И Е
04 мая 2023 года
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Аккуратный А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трушевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании в с. Юрла жалобу Кадочникова Сергея Николаевича на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ, №18810059220003920243 от 13 апреля 2023 года в отношении:
Кадочникова Сергея Николаевича, <данные изъяты> ранее привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Постановлением инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Кочевский» Чеботкова В.Ю. от 13 апреля 2023 года Кадочников С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей. Из постановления следует, что 13 апреля 2023 года в 15 часов 51 минуту на 1 км. автодороги Юрла-Дубровка Юрлинского района Пермского края водитель Кадочников С.Н. в нарушение пункта 2.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, управлял транспортным средством LADA XRAY государственный регистрационный номер № с непристегнутым ремнем безопасности.
Не согласившись с указанным постановлением, Кадочников С.Н. обратился в Кудымкарский городской суд Пермского края с жалобой, в которой просит постановление отменить, поскольку доказательства совершения административного правонарушения отсутствуют, в постановлении неверно указано место совершения административного правонарушения, внесено исправление не в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Кадочников С.Н. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что при составлении протокола и постановлений права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему не разъяснялись.
Инспектор ДПС ГИБДД МО МВД России «Кочевский» Чеботков В.Ю., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки не пояснил, заявлений и ходатайств не представил.
Исследовав доводы жалобы, материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений пункта 2.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения) при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
Статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет невыполнение требований Правил дорожного движения, предписывающих водителям транспортных средств при наличии конструкционно предусмотренных ремней безопасности использовать их во время управления транспортным средством.
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2023 года в 15 часов 51 минуту на 1 км. автодороги Юрла-Дубровка Юрлинского района Пермского края водитель Кадочников С.Н. в нарушение пункта 2.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, управлял транспортным средством LADA XRAY государственный регистрационный номер № с непристегнутым ремнем безопасности.
Нарушение зафиксировано постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным правомочным должностным лицом 13 апреля 2023 года, а также видеозаписью регистратора служебного автомобиля ГИБДД МО МВД России «Кочевский».
Согласно части 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении Кадочников С.Н. выразил несогласие с событием административного правонарушения, в связи с чем, должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем, в материалах дела имеется видеозапись регистратора служебного автомобиля, на которой зафиксирован процесс привлечения Кадочникова С.Н. к административной ответственности. При этом запись велась непрерывно, без изъятий. Из записи следует, что сотрудники полиции в салоне служебного автомобиля длительное время заполняли процессуальные документы, в том числе постановление по делу об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении. При этом в ходе составления указанных документов Кадочникову С.Н. права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не разъяснялись, оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении не содержат положений, предусмотренных частью 1 названной выше статьи.
Таким образом, указанной видеозаписью подтверждается, что в нарушение требований части 3 статьи 28.2, пункта 5 части 1 статьи 29.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, а также при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом не были разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Эти обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как они повлекли за собой рассмотрение дела при условии, когда привлекаемый к административной ответственности не был уведомлен о тех правах, которые гарантированы ему при производстве по настоящему делу, и которыми он мог реально воспользоваться и в нарушение порядка, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Таким образом, несмотря на особый порядок рассмотрения дел, предусмотренный статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при ознакомлении Кадочникова С.Н. с процессуальными документами, должностное лицо обязано было выполнить прямо предусмотренные части 3 статьи 28.2, пункта 5 части 1 статьи 29.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования по разъяснению прав и обязанностей данным лицам при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, что сделано не было.
Указанная правовая норма призвана обеспечить соблюдение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае не предоставления лицу, привлекаемому к административной ответственности, этих прав и гарантий дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция о существенности и невосполнимости нарушений требований КоАП РФ при не разъяснении прав участникам производства по делу об административном правонарушении ранее неоднократно высказывалась в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации (постановления от 06 июня 2018 года N 127-АД18-3, от 12 декабря 2018 года N 5-АД18-91, от 11 июня 2020 года N 5-АД20-64).
Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Указанные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Кочевский» Чеботкова В.Ю. от 13 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Кадочникова С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Кочевский» Чеботкова В.Ю. от 13 апреля 2023 в отношении Кадочникова Сергея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Аккуратный