Дело № 2-2500/2022
УИД42RS0019-01-2022-002359-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Будасовой Е.Ю.,
при секретаре: Акуловой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке
07 сентября 2022 года
гражданское дело по иску Ивойловой В. В. к Алексеевой Е. В., Селюниной Д. В. о признании за наследником права собственности на имущество в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Ивойлова В. В. обратилась в суд с иском к Алексеевой Е. В., Селюниной Д. В. о признании за наследником право собственности на имущество в порядке наследования по закону.
Просит суд признать за Ивойловой В. В. право собственности на ? долю в общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью <адрес> кадастровый №.
Требования мотивированы тем, что 27.12.2021 г. умер муж истца – <данные изъяты>. После его смерти открылось спорное наследство в виде ? доли в праве на квартиру, расположенную в <адрес>. Истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, т.к. при заключении договора купли- продажи Ивойлова В. В. являлась представителем по доверенности продавца – отца истца <данные изъяты> то есть договор купли – продажи квартиры (1/4 доля в праве) на которая принадлежит мужу и ей, заключен с нарушением п. 3 ст. 182 ГК РФ, т.к. истец заключила договор от имени представляемого в отношении себя лично. Однако при оспаривании сделки по основанию ч. 3 ст. 183 ГК РФ, входит наличие либо отсутствие согласия представляемого на совершение сделки. Право на оспаривание сделки по данному основанию имеет представляемый, т.е. умерший отец истца – <данные изъяты> При жизни <данные изъяты> не оспаривал сделку по отчуждению квартиры. Как и не поставили под сомнение сделку регистрирующие органы и выдали свидетельства о праве собственности.
В судебном заседании истец Ивойлова В. В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что ответчики по делу - дочери ее и умершего мужа <данные изъяты>. В 2003 г. был заключен договор купли- продажи квартиры по ул. <адрес> ее отцом <данные изъяты> в ее лице, действующей на основании доверенности. По договору <данные изъяты> ее отец, продал данную квартиру в долевую собственность ее мужу – умершему <данные изъяты>, их дочерям Ивойловой Е. В. (в настоящее время Алексеевой), Ивойловой Д. В. (в настоящее время Семеновой), ее дочери от первого брака Ивойловой Е. А. (в настоящее время Бузуева). Сделку купли - продажи никто не оспаривал, отцу одновременно приобрели в этом же доме однокомнатную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> умер, она вступила в наследство после смерти отца.
Ответчики Алексеева Е. В., Семенова Д. В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили письменные заявление, в которых указали о том, что исковые требования признают, не возражают против их удовлетворения.
Третье лицо нотариус Дудовцева Г. Н. в судебное заседание не явилась, причину не явки не сообщила.
Третье лицо Бузуева Е.А. о слушании дела извещена, в судебное заседание не явилась.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ: право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что 15.04.2013 г. был заключен договор купли - продажи квартиры, расположенной в <адрес>39. Договор был заключен между <данные изъяты> лице Ивойловой В. В., действующей на основании доверенности, и Ивойловой Е. В., Ивойловой Д. В., Ивойловой Е. А.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> умер, что подтверждается свидетельством о смерти III-ЛО №.
Пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное (пункт 1 ст. 1110 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Согласно ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 названного Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Статья 1153 ГК РФ определяет способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (пункт 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2).
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 34 названного Постановления, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
После смерти <данные изъяты> было открыто наследственное дело № у нотариуса Новокузнецкого нотариального округа Кемеровской области Дудовцевой Г. Н.
Наследниками первой очереди являются жена Ивойлова В. В., дочери Алексеева (ранее Ивойлова) Е. В., Семенова (ранее Ивойлова) Д. В.
Из наследственного дела следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась жена умершего Ивойлова В. В., дети умершего: дочери Алексеева (ранее Ивойлова) Е. В., Семенова (ранее Ивойлова) Д. В. отказались от принятия наследства по всем основаниям, о чем свидетельствуют их заявления поданные нотариусу.
Согласно п.1 ст.1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Исходя из положений ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Следовательно, совокупность имущественных прав и обязанностей умершего лица признается наследством - имуществом, предназначенным для приобретения правопреемниками умершего - его наследниками. Они замещают, выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта, и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанностей, составивших в совокупности определенное наследство.
В соответствии со ст.17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью.
19.01.2022 г. Ивойлова В. В. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти <данные изъяты> указав, что наследственное имущество состоит: ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную в <адрес> автомашины CHEVROLET KL 1J, ДД.ММ.ГГГГ.в.; земельного участка, расположенного в <адрес> квартиры по адресу <адрес> вкладов с причитающимися процентами, всего имущества умершего.
29.06.2022 г. Ивойловой В. В. были выданы свидетельства о праве на <адрес>
11.02.2022 г. Ивойловой В. В. нотариусом Дудовцевой была выдана справка, в которой нотариус указала, что свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную в <адрес> не может быть выдано, поскольку доля в квартире принадлежит <данные изъяты>. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. данная доля в праве была приобретена в период брака с Ивойловой В. В. и является совместной собственностью Ивойловой В. А. с умершим <данные изъяты> При заключении договора купли - продажи квартиры, Ивойлова В. В. являлась представителем продавца на основании доверенности, т.е. договор купли- продажи был заключен с нарушением п. 3 ст. 182 ГК РФ, т.к. Ивойлова В. В. заключила договор от своего имени представляемого в отношении себя лично.
Проанализировав изложенные нормы закона, имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании права собственности в порядке наследования. С учетом того, что правоспособность граждан в силу п.2 ст. 17 ГК РФ прекращается смертью, недвижимое имущество, согласно п.4 ст.1152 ГК РФ должно перейти в собственность его наследника, принявшего наследство. При этом суд учитывает, что Кириллов, будучи лицом представляемым Ивойловой В. В. при совершении сделки по продаже квартиры по <адрес> не оспорил данную сделку, т.е. сделка не была признана недействительной, в связи с чем, Ивойлов В. А. на законных основаниях является собственником ? доли в квартире.
В соответствии со ст. 256 ГК РФ: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
Согласно ст. 39 СК РФ: при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ: в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Ст. 1150 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. Иное может быть предусмотрено совместным завещанием супругов или наследственным договором.
Учитывая, что на момент смерти <данные изъяты> истец находилась с ним в браке, ? доля в общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью 58,1 кв.м., этаж <адрес>, кадастровый номер № является общим имуществом супругов, следовательно ? от ?, что составляет 1/8 доли принадлежит Ивойловой В.В. как пережившей супруге <данные изъяты>
Кроме того, суд находит возможным отметить, что <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, Ивойлова В. В. являясь его наследником первой очереди, унаследовала имущество, принадлежащее ему при жизни.
Поскольку Ивойлова В. В. после смерти мужа обратилась к нотариусу за принятием наследства, оставшегося после его смерти, иные наследники (дочери) отказались от принятия наследства, то имеются все основания для признания за Ивойловой В. В. права собственности в порядке наследования после смерти мужа на 1/8 долю в общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью <адрес>, кадастровый номер №
При таких обстоятельствах, следует признать право собственности Ивойловой В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>) на ? долю в общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью <адрес>, кадастровый номер №.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с п.1 ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности Ивойловой В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> на ? долю в общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью <адрес>, кадастровый номер №
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Новокузнецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 14 сентября 2022 года
Председательствующий: Е.Ю.Будасова