Дело №2-58/2024 г.
УИД 27RS0022-01-2023-000532-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
11 апреля 2024 года с. Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.
при секретаре судебного заседания Херувимовой В.А.
с участием старшего помощника прокурора Пивнюк Е.А.
представителя ответчика Марфан М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Абраменко Елены Сергеевны к КГБУЗ Ульчская районная больница» о возложении обязанности выполнить определенные действия, -
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Абраменко Елены Сергеевны к администрации Ульчского района Хабаровского края, КГБУЗ Ульчская районная больница о возложении обязанности выполнить определенные действия, удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница в пользу Абраменко Елены Сергеевны расходы на оплату проезда затраченные в целях обеспечения оказания ФИО2 первичной медицинской помощи в г. Хабаровске, в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница» в бюджет Ульчского муниципального района Хабаровского края сумму государственной пошлины 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет составлено 16.04.2024.
Судья: А.В. Дрюпин
Дело №2-58/2024 г.
УИД 27RS0022-01-2023-000532-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года с. Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.
при секретаре судебного заседания Херувимовой В.А.
с участием старшего помощника прокурора Пивнюк Е.А.
представителя ответчика Марфан М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Абраменко Елены Сергеевны к КГБУЗ Ульчская районная больница» о возложении обязанности выполнить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением в интересах Абраменко Елены Сергеевны к КГБУЗ Ульчская районная больница о возложении обязанности выполнить определенные действия.
В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой Ульчского района по обращению гражданина проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения на территории Ульчского района, по результатам которой установлено следующее. На КГБУЗ «Ульчская районная больница» возложена обязанность обеспечить доступное бесплатное оказание первичной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной, на территории Ульчского района. ДД.ММ.ГГГГ Абраменко Е.С. в целях оказания медицинской помощи несовершеннолетнему сыну ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» по результатам которого ФИО2, выдано направление на консультацию к врачу – гастроэнтерологу в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича.
ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше направлению Абраменко Е.С. совместно с ФИО2 обратилась в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича на консультацию к врачу-гастроэнтерологу, в результате чего последнему поставлен диагноз. Согласно информации КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича от ДД.ММ.ГГГГ оказанная медицинская помощь является первичной специализированной медико-санитарной помощью. КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича находится за пределами с. Богородское Ульчского района Хабаровского края (г. Хабаровск), то есть вне зоны обслуживания ФИО2 определяемому по территориально-участковому принципу. Согласно кассовым чекам от ДД.ММ.ГГГГ (ИП Бельды А.А.), от ДД.ММ.ГГГГ (ИП Молоковичев С.Б.) выданным Абраменко Е.С. (сопровождающий законный представитель) и ФИО2 (несовершеннолетний пациент) стоимость проезда на транспорте междугороднего сообщения из с. Богородское г. Хабаровск и из г. Хабаровск в с. Богородское соответственно составила в общем размере 20000,00р. ДД.ММ.ГГГГ Абраменко Е.С. (законный представитель несовершеннолетнего ФИО2) обратилась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» с целью возмещения расходов на проезд к месту проведения обследования в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича. При этом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Абраменко Е.С. поступил ответ от КГБУЗ «Ульчская районная больница о возвращении документов об оплате проезда по причине того, что годовой лимит финансирования для компенсации расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации исчерпан. Необеспечение оказания доступной бесплатной первичной медицинской помощи, повлекло нарушение прав Абраменко Е.С. и ФИО2 в сфере охраны здоровья, в том числе выразившиеся в понесенных расходах, направленных на получение первичной медицинской помощи, оказание которой гарантируется на безвозмездной основе. На основании изложенного просит взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница» в пользу Абраменко Е.С. расходы на оплату проезда, затраченные в целях обеспечения оказания ФИО2 первичной медицинской помощи в г. Хабаровске, в размере 20000,00р.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ульчского района Хабаровского края Пивнюк Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Настаивала на их удовлетворении.
Ранее в судебном заседании (ДД.ММ.ГГГГ) представитель ответчика КГБУЗ «Ульчская районная больница» Кириченко Т.П. суду показала, что учреждение осуществляет оплату по приказу, который утвержден в 2015 Министерством здравоохранения Хабаровского края. На это Министерством здравоохранения Хабаровского края выделяются краевые субсидии. Данным постановлением указано, что оплачивается проезд только больным, которые направлены на стационарное лечение. В данном случае девушка поехала на консультативный прием, по результатам которого оперативное лечение не показано. Они обращались за разъяснением в Министерство здравоохранения и были получены ответы, в которых прописано, что специализированная помощь оказывается в соответствии с 323-ФЗ только в стационарных условиях и условиях дневного стационара. В связи с чем, они не могут оплатить консультативный прием, так как это является первичной помощью. Чтобы получить консультацию узкого специалиста Минздравом предпринимаются такие попытки, как теплоход «Здоровье», где данный специалист присутствует, но только в летний период.
В судебном заседании представитель ответчика КГБУЗ «Ульчская районная больница» Марфан М.Е. исковые требования не признал и пояснил, что помощь, оказанная врачами специалистами в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и включая в себя профилактику и диагностику лечений, заболеваний и состояний, требующих специальных методов и сложных медицинских технологий и положение первого приказа не распространяется на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи в плановом порядке в медицинских организациях края. Законный представитель Абраменко Е.С., в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ получала именно консультацию без дальнейшего лечения. Также ссылался на приказ от 30.01.2015 «О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края в целях оказания специализированной, в том числе технологической медицинской помощи» и ст. 34 Федерального закона «Об основах здоровья граждан». В штате КГБУЗ «Ульчская районная больница» отсутствует единица врача гастроэнтеролога, вследствие чего провести осмотр данным специалистом и получить соответствующее заключение в условиях данного учреждения не возможно . В выдаче направления врачи не отказывают, но есть направления с оплатой проезда, и есть без нее. Один раз в год, в летний период времени приезжают специалисты и можно обратиться к ним. Поддержал доводы, изложенные в возражениях относительно заявленных требований, согласно которым, исковые требования учреждение не признает, в силу следующего: Как следует из разъяснительных писем министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.11.2022 № 04.01-11-13607, от 19.10.2023 № 04.01-11-12283 приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.01.2015 №1 "О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (далее - Приказ №1) за счет средств краевого бюджета предусмотрено осуществление возмещения расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации по клиническим показаниям для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановом порядке. Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Положения Приказа № 1 не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации края. Абраменко Е.С. обратилась к КГБУЗ «Ульчская районная больница» в целях оказания медицинской помощи несовершеннолетнему ребенку ФИО2, которому было выдано направление к врачу-гастроэнтерологу в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича. ДД.ММ.ГГГГ от Абраменко Е.С. поступило заявление с документами об оплате проезда в г. Хабаровск в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича. Рассмотрев заявление КГБУЗ «Ульчская районная больница» возвратило документы заявителю без исполнения в связи с тем, что медицинская помощь оказывалась не в условиях стационарного лечения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства здравоохранения Хабаровского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела судом извещен.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст.ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Абраменко Е.С. приходится матерью ФИО2, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Место государственной регистрации отдел ЗАГС администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (л.д. 32).
КГБУЗ «Ульчская районная больница, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано направление на консультацию в КГБУЗ ДККБ им. Пиотровича к гастроэнтерологу (л.д. 13)
На основании вышеуказанного направления, Абраменко Е.С. обращалась с ребёнком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича на консультацию к врачу-гастроэнтерологу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23, 24,25).
ДД.ММ.ГГГГ Абраменко Е.С. обратилась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» с заявлением об оплате проезда на лечение от пункта <адрес> до <адрес> (л.д. 22) на которое израсходовано 20000,00р. по маршруту <адрес> – <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) и обратно <адрес>-<адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Ульчская районная больница» возвратила Абраменко Е.С. вышеуказанные документы без исполнения. Разъяснив при этом, что лимит финансирования для компенсации расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организаций, выделенный на 2023 год исчерпан.
Из объяснений зав поликлиникой КГБУЗ «Ульчская районная больница» Чекур О.И. следует, что Абраменко Е.С. со своим несовершеннолетним сыном ФИО2 были направлены решением врачебной комиссии КГБУЗ «Ульчская районная больница» в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» для оказания первичной специализированной помощи. В другие медицинские организации пациента направляют для более детального обследования, уточнения диагноза. В КГБУЗ «Ульчская районная больница» не имеется необходимого оборудования для дачи полного заключения и проведения всестороннего обследования (л.д.17-18).
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Ульчская районная больница» направлен ответ прокурору Ульчского района Хабаровского края на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому: Абраменко Е.С. обращалась в КГБУЗ «Ульчская районная больница» получения направления на прохождение обследования в медицинских учреждениях г. Хабаровска (копия направления возвращена заявителю). Постановлением правительства Хабаровского края от 30 декабря 2022 № 735-пр утвержден перечень медицинских организаций участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно которого на основании клинических показаний лечащими врачами Абраменко Е.С. была направлена в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича. ДД.ММ.ГГГГ от Абраменко Е.С. поступило заявление с документами об оплате проезда в г. Хабаровск в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К.Пиотровича. Рассмотрев заявление КГБУЗ «Ульчская районная больница» возвратило документы заявителю без исполнения. Приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.01.2015 "О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края в целях оказания специализированной, в том высокотехнологичной, медицинской помощи" (далее - Приказ № 1) счет средств краевого бюджета предусмотрено осуществление возмещения расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации по клиническим показаниям для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановом порядке. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и иных медицинских технологий. Положения Приказа № 1 не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации края. Соответственно расходы на проезд в краевое медицинское учреждение не возмещены (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ульчского района Хабаровского края Пронишев А.О. внес представление и.о. главного врача КГБУЗ «Ульчская районная больница» Буториной Т.Г., согласно которому, требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства об основах охраны здоровья в данном лечебном учреждении, их причин условий, им способствующих, выразившиеся в том, что Абраменко Е.С. не возмещены расходы на проезд к месту проведения обследования в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича (л.д. 26-29).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Хабаровского края направило и.о. главного врача КГБУЗ «Ульчская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края ответ на обращение согласно которому Приказом министерства здравоохранения края от 30.01.2015 № 1 "О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (далее - Приказ № 1) за счет средств краевого бюджета предусмотрено осуществление возмещения расходов на проезд больных и сопровождающих их лиц при направлении в медицинские организации по клиническим показаниям для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановом порядке. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Положения Приказа № 1 не распространяются на пациентов, направляемых на получение первичной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации края. При подаче заявок на выделение дополнительных финансовых средств для возмещения расходов на проезд больных, необходимо представлять медико-экономический анализ с указанием: количества лиц, направленных на стационарное лечение в медицинские организации края, профиля отделений, а также числа запланированных госпитализаций. Руководители медицинских организаций несут персональную ответственность за целевым расходованием средств краевого бюджета. В целях обеспечения непрерывности и преемственности оказания медицинской помощи, как альтернативы очным визитам к врачу, необходимо широко использовать телемедицинские консультации в рамках первичной и вторичной профилактики, более раннему выявлению факторов риска и заболеваний, сбору медицинских данных о пациенте в удаленном режиме (л.д. 46-47,48-49).
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее–Закон №323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
Согласно ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 1,2,3 ст. 21 Закона № 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Частью 1 ст. 33 Закона № 323-ФЗ определено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях (ч. 2).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.5).
Согласно ч. 1 ст. 80 Закона №323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
Постановлением Правительств РФ от 29.12.2022 №2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которой в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим, в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, субъекты Российской Федерации устанавливают коэффициенты дифференциации к по душевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом реальной потребности населения, обусловленной уровнем и структурой заболеваемости, особенностями половозрастного состава, в том числе численности населения в возрасте 65 лет и старше, плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, количества структурных подразделений,
На основании ч. 1 ст. 81 Закона №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022 №735-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно которой гражданам, проживающим на отдаленных территориях и в сельской местности, первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается выездными медицинскими бригадами по графику, устанавливаемому руководителем близлежащей медицинской организации, к которой прикреплены жители отдаленного (сельского) населенного пункта.
В соответствии с п. 4 Распоряжения министерства Здравоохранения Хабаровского края от 29.11.2014 №1398-р «Об организации выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению Хабаровского края» руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения, расположенных в муниципальных районах края указано: организовать оказание плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи прикрепленному населению муниципального района края в соответствии с установленным порядком. При формировании плановых заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи направлять предложения о потребности в объемах медицинской помощи в медицинские организации, обеспечивающие оказание выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов края в соответствии с территориальным прикреплением, согласно перечню. Срок - ежегодно до 1 июля текущего года. Обеспечить условия для работы специалистов мобильных медицинских бригад, прибывших для оказания плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципального района края. Обеспечить отбор, подготовку и направление пациентов для получения первичной специализированной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, к специалистам мобильной медицинской бригады иной медицинской организации в период ее пребывания в районе в соответствии с согласованным планом-графиком.
Согласно Перечню медицинских организаций, обеспечивающих оказание выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов Хабаровского края, утвержденному Распоряжением от 29.11.2017 №1398-пр, первичная специализированная медико-санитарная помощь взрослому и детскому населению в выездной форме на территории Ульчского района оказывается КГБУЗ Территориальный консультативно-диагностический центр» министерства здравоохранения Хабаровского края, первичная специализированная медико-санитарная помощь детскому населению – ООО «Афина» - детская поликлиника «Астрокид».
В силу п. 5 Положения об организации выездных форм плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов Хабаровского края, утв. Распоряжением от 29.11.2014 №1398-р выездные формы ПСМСП осуществляются для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах, имеющих низкую транспортную доступность, необходимой, в том числе профилактической, медицинской помощью.
В случае отсутствия в краевых государственных учреждениях здравоохранения муниципальных районов края врачей-специалистов определенного профиля, отдельных видов лабораторных и инструментальных диагностических исследований руководитель данного учреждения направляет предложения о потребности в объемах медицинской помощи в медицинские организации, обеспечивающие оказание выездных форм ПСМСП населению муниципальных районов края (п. 6).
В случае возникновения внеплановой потребности населения района в оказании медицинской помощи определенного профиля, отдельных видов лабораторных и инструментальных диагностических исследований руководитель краевого государственного учреждения здравоохранения муниципального района края заключает договор с медицинской организацией, обеспечивающей оказание выездных форм ПСМСП по действующим тарифам в системе обязательного медицинского страхования Хабаровского края.
Ответственность за обеспечение населения муниципального района края плановой первичной специализированной медико-санитарной помощью в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края возлагается на руководителя краевого государственного учреждения здравоохранения муниципального района края (п. 12)
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено ст. 41 Конституции Российской Федерации. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема медицинской и лекарственной помощи.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании установлено, что согласно амбулаторной карте несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ последний по состоянию здоровья нуждался в необходимом обследовании врачом-гастроэнтерологом, который в КГБУЗ "Ульчская районная больница" отсутствует, что подтверждено как пояснениями самих представителей ответчиков, так и штатным расписанием Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ульчская районная больница» на ДД.ММ.ГГГГ, проезд несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ и его законного представителя Абраменко Е.С. к месту получения медицинской помощи является неотъемлемой частью, оказываемой медицинской помощи, поскольку в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ необходимого обследования и получения лечения по месту жительства. Представленными документами подтверждены расходы истца в размере 20000,00р. а именно, билетами ИП «Бельды А.А.» по маршруту <адрес>-<адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) и обратно <адрес>-<адрес> (ДД.ММ.ГГГГ ИП Молоковичев) (л.д.12). вследствие чего основания для оплаты проезда несовершеннолетнего ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и его законного представителя Абраменко Е.С. к месту проведения обследования и обратно имеются в силу прямого указания закона.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 333.36.Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены полностью, основания для освобождения ответчика КГБУЗ «Ульчская районная больница» от уплаты государственной пошлины отсутствуют, то с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Абраменко Елены Сергеевны к администрации Ульчского района Хабаровского края, КГБУЗ Ульчская районная больница о возложении обязанности выполнить определенные действия, удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница в пользу Абраменко Елены Сергеевны расходы на оплату проезда затраченные в целях обеспечения оказания ФИО2 первичной медицинской помощи в г. Хабаровске, в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Взыскать с КГБУЗ «Ульчская районная больница» в бюджет Ульчского муниципального района Хабаровского края сумму государственной пошлины 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 16.04.2024.
Судья: А.В. Дрюпин