Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-737/2024 ~ М-3262/2023 от 28.12.2023

УИД: 66RS-52                        Дело

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

28.02.2024                                          г. Нижний Тагил

Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи     Жердевой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Баландиной М.А.,

с участием прокурора Битюкова Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа, в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по ликвидации места несанкционированного размещения отходов: малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), мусора от сноса и разборки зданий несортированного, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), шин автомобильных отработанных, общим объемом 24,5 куб.м. на площади 52 кв.м., расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в 50 м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) путем их сбора, вывоза, размещения отходов в специально оборудованные для этого места (полигоны).

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО3 по факту нарушения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления. Согласно доводам обращения, примерно в 50 м от дома заявителя, расположенного по адресу: <адрес>, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. В ходе выездного обследования территории, проведенного с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, выявлено место сброса на почву отходов малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), мусора от сноса и разборки зданий несортированного, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), шин автомобильных отработанных общим объемом 24,5 куб.м. на площади 52 кв.м. Указанный земельный участок не сформирован, государственная собственность на него не разграничена, вид использования и категории земель установлена. При этом результаты выездного обследования были направлены Министерством в Администрацию ГГО для ликвидации несанкционированного складирования отходов. Кроме того, по результатам выездного обследования, проведенного ОНД и ПР <адрес> и Горноуральского городского округа, Южаковской территориальной администрации направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению пожарной безопасности в <адрес>. В нарушение указанных требований действующего законодательства, органом местного самоуправления Горноуральского городского округа меры к его охране от загрязнения не принимаются, вследствие чего допущено захламление земельного участка отходами производства и потребления.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, предложенный срок полагал разумным и достаточным.

Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не поступали.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Огласив исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.

Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории <адрес>, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории <адрес> в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории <адрес>, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, рассмотрена информация Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> о несанкционированном размещении на почве отходов производства и потребления в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области был проведен осмотр территории в <адрес>. Установлено наличие несанкционированного размещения отходов производства и потребления: отходов малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), мусора от сноса и разборки зданий несортированного, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), шин автомобильных отработанных общим объемом 24,5 куб.м. на площади 52 кв.м. на земельном участке, в 50 м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Сброс отходов подтверждается представленным фотоматериалами. Согласно сведениям Росреестра свалка находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

На дату рассмотрения дела отходы на указанном земельном участке Администрацией Горноуральского городского округа не ликвидированы.

Органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, в случае неисполнения указанной обязанности, в том числе в части организации ликвидации несанкционированных свалок, именно орган местного самоуправления должен нести ответственность за допущенное бездействие.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию ГГО обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

    Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Администрацию ГГО обязанность совершить действия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке. При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиками в срок до ДД.ММ.ГГГГ с учетом погодных условий, времени, необходимого для заключения договора, проведения работ по ликвидации с учетом объема свалки.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов удовлетворить.

Возложить на Администрацию Горноуральского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов: малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), мусора от сноса и разборки зданий несортированного, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), шин автомобильных отработанных, общим объемом 24,5 куб.м. на площади 52 кв.м., расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в 50 м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), путем их сбора, вывоза, размещения отходов в специально оборудованные для этого места (полигоны).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или принесения апелляционного представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

<...>

<...>

<...> Судья-                                Т.В. Жердева

2-737/2024 ~ М-3262/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Горноуральского городского округа
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
Министерство финасов Свердловской области
Министерство финансов РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Жердева Т.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2023Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее