Дело № 2-230/2020
УИД: 18RS0024-01-2020-000155-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2020 года с. Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Коробейниковой Т.А.,
с участием помощника прокурора Каракулинского района Тюлькина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
Прокурор Каракулинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Каракулинского района была проведена проверка соблюдения законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения закона в части содержания защитного сооружения и поддержания его в состоянии постоянной готовности. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Каракулинский район» имеется защитное сооружение ГО (ПРУ), расположенное по адресу: УР, с. Каракулино, ул. Каманина, д. 10. Вышеуказанное защитное сооружение находится на балансе и в пользовании Администрации МО «Каракулинский район». Администрацией МО «Каракулинский район» достаточные мероприятия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны к готовности к приему укрываемых не проводятся, защитное сооружение к приему укрываемых не готово, что является недопустимым.
Прокурор просит обязать Администрацию МО «Каракулинский район» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление работ по приведению объекта защитного сооружения ГУ (ПРУ), расположенного по адресу: УР, с. Каракулино, ул. Каманина, д. 10, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации МО «Каракулинский район» в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Кроме того, судом учтен письменный отзыв, сводящийся к тому что Администрация МО «Каракулинский район» не согласна с доводами, изложенными в иске. Административное здание Администрации МО «Каракулинский район» построено и введено в эксплуатацию в октябре 1970 года. Датой приемки в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия является август 1974 года, т.е. ПРУ размещено в уже построенном здании за счет приспособления существующего подвального помещения. На момент оборудования ПРУ, не требовалась герметизация и гидроизоляция всего сооружения, не требовалась установка унитазов. Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.200 № 583, допускают установление в защитных сооружениях аварийных безнапорных емкостей для питьевой воды, аварийных резервуаров, выносных емкостей для сбора нечистот. Работы по гидроизоляции подвального помещения административного здания будут вмешательством в конструкцию здания и могут повлечь за собой критическую аварийную ситуацию, разрушение. Проведение работ по гидроизоляции подвального помещения технически невозможно и экономически нецелесообразно. Герметичность входной двери будет восстановлена в рамках текущего ремонта в ПРУ. В соответствии с решением КЧС и ОПБ Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2015 года № 08/2015 территория Каракулинского района не попадает в зону возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) от потенциально опасных объектов. Следовательно нет необходимости в использовании ПРУ для укрытия населения от ЧС. В связи с тем, что помещение ПРУ ограниченно готово к приему укрываемых и требует ремонта Администрацией МО «Каракулинский район» решается вопрос о снятии с учета ЗС ГО ПРУ в связи с технической невозможностью и экономической нецелесообразностью ремонта.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу п. 3.2.24 Правил предусмотрено наличие в ЗС ГО санузла.
На основании п. п. 1.3, 1.7 названных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно пп. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена также и к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (ред. от 18.07.2015).
В соответствии с п. 2 Порядка противорадиационные укрытия и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.
В соответствии с п. 9 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения закона в части содержания защитного сооружения и поддержания его в состоянии постоянной готовности.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «Каракулинский район» имеется защитное сооружение ГУ (ПРУ), расположенное по адресу: УР, с. Каракулино, ул. Каманина, д. 10. Вышеуказанное защитное сооружение находится на балансе и в пользовании Администрации МО «Каракулинский район», что подтверждается паспортом противорадиационных укрытий № 4.
Анализируя положения выше указанных Правил, содержащих нормы об учете защитных сооружений гражданской обороны, учитывая, что статус объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и прекращается при снятии с учета соблюдением установленной процедур, что по делу не установлено, суд полагает, что на спорный объект распространяются требования Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Как следует из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГУ (ПРУ) от 28.08.2018 г., в защитном сооружении ГУ (ПРУ), расположенном по адресу: УР, с. Каракулино, ул. Каманина, д. 1з, отсутствует герметичность входной двери, что свидетельствует о ее не удовлетворительном состоянии, отсутствует гидроизоляция всего сооружения, отсутствует санузел (унитазы и умывальные раковины). ЗС ГО (ПРУ) ограничено готово к приему укрываемых, требует текущего ремонта.
Защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; состояние санитарных узлов: унитазы и умывальные раковины отсутствуют. Защитное сооружение ограничено готовой к приему укрываемых, требует текущего ремонта.
Ранее, прокуратурой Каракулинского района по результатам проверки в адрес главы муниципального образования «Каракулинский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны. Указанное представление рассмотрено, однако главой сообщено, что какие-либо работы по формированию комиссии не проводятся, ввиду отсутствия финансовых средств на привлечение спец.организации.
Установив, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, собственником
Состояние данного объекта не отвечает требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, что установлено в ходе проверки и подтверждается представлением прокурора, из которого, в числе прочего следует, что отсутствует документация защитных сооружений, в том числе паспорта убежищ (ПРУ). Данный факт не оспорен ответчиком.
Таким образом, Администрацией МО «Каракулинский район» достаточные мероприятия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны к готовности к приему укрываемых не проводятся, защитное сооружение к приему укрываемых не готово.
Доводы ответчика о том, что на момент оборудования ПРУ не требовалась герметизация и гидроизоляция всего сооружения, установка санузлов судом отклоняются как необоснованные, поскольку данный объект имеет стратегическое значение для государства. Кроме того, с заявления о переводе спорного помещения в гражданское пользование в установленном порядке ответчиком не подавалось, и решение такое не принималось.
Поскольку статус ответчика, как организации, являющейся собственником защитного сооружения, расположенного по адресу: с. Каракулино, ул. Каманина, д. 10 и эксплуатирующей объект гражданской обороны, возлагает на Администрацию МО «Каракулинский район» вопреки доводам ответчика, наличие сопутствующих данному статусу обязательств по соблюдению нормативных требований к содержанию и эксплуатации данного сооружения.
С учетом того, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, находится на балансе и в пользовании Администрации МО «Каракулинский район», суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени нарушают права неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на Администрацию МО «Каракулинский район» о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежит удовлетворению.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд исходя из требований разумности полагает возможным установить для Администрации МО «Каракулинский район» 2 года. Указанный срок, по мнению суда, является необходимым и достаточным для выполнения возложенной на ответчика обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Каракулинского района Удмуртской республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о возложении обязанности организовать выполнение работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Каракулинский район» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление работ по приведению объекта защитного сооружения ГУ (ПРУ), расположенного по адресу: Удмуртская республика, с. Каракулино, ул. Каманина, д. 10, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд.
В окончательной форме решение принято 15 мая 2020 года.
Судья Заварзин П.А.