Дело № 2-2806/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Богаевской Т.С.,
Помощника судьи ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №», Департаменту образования и науки <адрес> об обязании оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №», Департаменту образования и науки <адрес> об обязании оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в образовательных учреждениях.
Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном бюджетном образовательном учреждении <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.
Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В судебном заседании помощник прокурора требования иска поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик в удовлетворении требований просила отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что уже заключен контракт на монтаж указанной системы.
В судебное заседание Департамент образования и науки <адрес> не явился, извещен надлежаще.
Заслушав пояснение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в образовательных учреждениях.
В разделе 6 «Дополнительная информация» паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от ДД.ММ.ГГГГ № в 2018-2024 гг., определено, что в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии «социального лифта» и проведения профессиональных конкурсов по следующим направлениям: развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена ща создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда
В п.п. 2, 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном бюджетном образовательном учреждении <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.
Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> "Средняя общеобразовательная школа №" оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет учреждения.
Обязать Департамент образования и науки <адрес> профинансировать расходы по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <адрес>
суда <адрес> Богаевская Т.С.