Дело № 2-99/2024
УИД 23RS0039-01-2023-001490-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 23 января 2024 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи: Богданова Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Кудряшовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловская к отделу судебных приставов по Крыловскому и Павловскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловская обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд освободить МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской от исполнительского сбора в размере № рублей вынесенного на основании требования пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора №-ИП.
В обоснование исковых требований истец указывает, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производств неимущественного характера и установления нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
В соответствии с решением Павловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ су обязал муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению названного учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства - разработать локально-сметную документацию, включив в неё устранение выявленных дефектов: выполнить замену оконных блоков в количестве 152 шт.; выполнить текущий ремонт внутреннего отделочного слоя стен, демонтировать разрушающийся отделочный слой, выполнить новый; по периметру здания детского сада выполнить текущий ремонт покрытия отмостки здания; выполнить ремонт покрытия тротуаров и пешеходных дорожек. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Павловский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению дополнительного финансирования на реализацию указанных мероприятий по устранению выявленных в образовательном учреждении дефектов».
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования Павловский район принять меры по обеспечению финансирования на реализацию указанных мероприятий.
МКДОУ детским садом № 15 ст. Павловской, с целью выполнения решения суда, были выполнены следующие мероприятия: разработан локально-сметный расчет на ремонт покрытия отмостки здания, стоимость составляет № тыс. рублей, во 2 квартале 2022 г.; разработана проектно-сметная документация на замену № оконных блоков, стоимость работ составляет № тыс. рублей, в августе 2019 г.; получено положительное заключение достоверности сметной стоимости на замену № оконных блоков ДД.ММ.ГГГГ; проведен текущий ремонт внутреннего отделочного слоя стен силами сотрудников детского сада в сентябре 2022 г.; запрошены коммерческие предложения на разработку проектно-сметной документации на ремонт покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, примерная стоимость выполнения работ № тыс. рублей в декабре 2022 г.; ДД.ММ.ГГГГ определением Павловского районного суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
После предоставления отсрочки исполнения решения суда было выполнено: для участия в программе Краснодарского края «Развитие образования» по проведению мероприятий по замене оконных блоков, ремонту тротуарных дорожек, подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ №, на сегодняшний день результаты отборов неизвестны; ДД.ММ.ГГГГ между МКДОУ детский сад № 15 станицы Павловской и ИП Сагоян Б.А. заключены контракты №, № на выполнение работ по замене оконных блоков здания МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской в количестве 14 шт. на общую сумму № тыс. рублей.
За данный период из муниципального бюджета, выделено более № миллионов рублей на проведение ремонтов кровли, инженерных сетей, ограждений и прочих работ в 30 образовательных организациях с целью исполнения решений судов.
Кроме этого, в этот период муниципалитет понес финансовую нагрузку по нескольким социально важным объектам, а именно софинансирования по проведению строительство ремонтных работ социальных объектов на общую сумму 39 377,8 тыс. рублей.
В 2023 г. район участвовал в реализации государственной программы края «Развитие образования» в рамках регионального проекта «Модернизация школьных систем образования» по капитальному ремонту здания начальной школы № <адрес>, расположенной по <адрес>, сумма капитального ремонта здания составляет № миллионов № тысяч рублей, сумма оснащения помещений учебным оборудованием составляет № миллионов № тыс. № рублей. Кроме того, для выполнения непредвиденных работ, в рамках основного контракта, администрацией района выделено № тыс. рублей. Кроме того, для выполнения дополнительных работ, не вошедших в основной контракт, из средств муниципального бюджета будет выделено более № тысяч рублей.
Кроме того, по отрасли образования выделены денежные средства на проведение мероприятий по антитеррористической и пожарной безопасности, питанию, подвозу учащихся образовательных организаций на школьных автобусах на сумму более № миллионов рублей из муниципального бюджета, так как данные мероприятия обязательны к исполнению.
В период с 2021 г. по настоящее время для исполнения было направлено № исковых заявлений об устранении нарушений законодательства об образовании, № из которых выполнены, сумма затрат из муниципального бюджета составила № миллионов № тысяч рублей.
На протяжении последних лет Павловским районом всегда выполнялись в полном объеме все взятые обязательства по капитальным ремонтам, реконструкции, строительству и благоустройству образовательных организаций, как по софинансированию из местного бюджета. При необходимости, выделялись дополнительные средства из бюджета муниципального образования Павловский район для выполнения условий соглашения.
Несмотря на принимаемые меры по созданию комфортных и безопасных условий обучения и воспитания детей, укрепления материально-технической базы образовательных организаций, вопрос по капитальному ремонту образовательных организаций в Павловском районе остается очень актуальным и важным.
Законодательным Собранием Краснодарского края выделены денежные средства в 2024 г. для укрепления материально-технической базы и содержания зданий и сооружений образовательных организаций на территории сельских поселений муниципального образования Павловский район – № рублей на ремонт пешеходных дорожек в МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской.
На основании вышеизложенного: исполнение требования судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в отношении МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской о взыскании исполнительского сбора в размере № рублей лишает право муниципальное образование Павловский район определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели, заложенные в муниципальных программах.
Полагает, что со стороны МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Павловского районного суда от 06 августа 2021 г. по делу № 2-849/2021.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении судебного разбирательства не заявляли.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, судебным приставом-исполнителем ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производств неимущественного характера и установления нового срока исполнения от 15 ноября 2023 г. по гражданскому делу № №.
Решением Павловского районного суда от 6 августа 2021 г. на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 ст. Павловской, расположенное по адресу: ст. Павловская, ул. Юных Ленинцев, 120, в срок до 01 сентября 2022 г. возложена обязанность принять меры по приведению названного учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства - разработать локально-сметную документацию, включив в неё устранение выявленных дефектов: выполнить замену оконных блоков в количестве 152 шт.; выполнить текущий ремонт внутреннего отделочного слоя стен, демонтировать разрушающийся отделочный слой, выполнить новый; по периметру здания детского сада выполнить текущий ремонт покрытия отмостки здания; выполнить ремонт покрытия тротуаров и пешеходных дорожек. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Павловский район в срок до 01 сентября 2022 г. принять меры по обеспечению дополнительного финансирования на реализацию указанных мероприятий по устранению выявленных в образовательном учреждении дефектов».
На администрацию муниципального образования Павловский район возложена обязанность принять меры по обеспечению финансирования на реализацию указанных мероприятий.
Также установлено, что МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской, с целью выполнения решения суда, были выполнены следующие мероприятия:
- разработан локально-сметный расчет на ремонт покрытия отмостки здания, стоимость составляет № тыс. рублей, во 2 квартале 2022 г.;
- разработана проектно-сметная документация на замену № оконных блоков, стоимость работ составляет № тыс. рублей, в августе 2019 г.;
- получено положительное заключение достоверности сметной стоимости на замену № оконных блоков 01 октября 2019 г.;
- проведен текущий ремонт внутреннего отделочного слоя стен силами сотрудников детского сада в сентябре 2022 г.;
- запрошены коммерческие предложения на разработку проектно-сметной документации на ремонт покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, примерная стоимость выполнения работ № тыс. рублей в декабре 2022 г.;
ДД.ММ.ГГГГ определением Павловского районного суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
После предоставления отсрочки исполнения решения суда было выполнено:
- для участия в программе Краснодарского края «Развитие образования» по проведению мероприятий по замене оконных блоков, ремонту тротуарных дорожек, подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ №, на сегодняшний день результаты отборов неизвестны;
- ДД.ММ.ГГГГ между МКДОУ детский сад № станицы Павловской и ИП Сагоян Б.А. заключены контракты №, № на выполнение работ по замене оконных блоков здания МКДОУ детский сад № <адрес> в количестве 14 шт. на общую сумму № тыс. рублей.
Таким образом, должником производятся действия по исполнению требований исполнительного документа, что приводит к выводу об отсутствии бездействия.
В соответствии с ч.7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Постановлением Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П разъяснено, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что со стороны МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской отсутствуют умышленные виновные действия по неисполнению решения от 06.08.2021 года Павловского районного суда по гражданскому делу № 2-849/2021.
Кроме того, исполнение постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей лишает право администрацию МО Павловский район определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели, заложенные в муниципальных ведомственных программах.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности освобождения МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской от взыскания исполнительского сбора, поскольку решение не исполнено в установленный срок по не зависящим от заявителя причинам. При этом, суд учитывает, что МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской не уклонялось от исполнения требований исполнительного документа, предпринимало меры к его исполнению, вина МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования МКДОУ детский сад № 15 ст. Павловской к ОСП по Крыловскому и Павловским районам УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, ст.233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 15 ░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 15 ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-849/2021.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.