Дело <№> (88-8590/2022)
(первая инстанция № 2-1993/2-2022)
УИД 33MS0041-01-2021-000117-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ковров 24 августа 2023 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Шутовой Е.В.,
при секретаре Кирьяновой К.Ю., с участием ответчика и представителя ответчиков Гусева А.А., Диброва С.А., Гусевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков Гусевой М. И., Гусева А. А.овича, Диброва С. А. на решение мирового судьи судебного участка <№> г. Коврова Владимирской области от <дата>, которым постановлено: исковые требования ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» удовлетворить, взыскать в солидарном порядке с Гусева А. А.овича, Гусевой М. И. и Диброва С. А. в пользу ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» задолженность по оплате потребленной тепловой энергии за период с <дата> по <дата> в сумме 8856,58 руб., пени за несвоевременную оплату потребленной тепловой энергии в сумме 307,74 руб., расходы, связанные с оплатой справки о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, в размере 20 руб., почтовые расходы в размере 114 руб., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 400 руб.; зачесть в счет исполнения по настоящему решению удержанные с Гусевой М. И., <дата> года рождения, денежные средства в сумме 9 698 (девять тысяч шестьсот девяносто восемь) руб. 32 коп. в пользу ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» по решению мирового судьи судебного участка № 2 г. Коврова и Ковровского района Владимирской области от <дата> по делу <№>.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» (далее по тексту - ООО «КЭТК») обратилось к мировому судье с исковым заявлением, с учетом уточнений, к Гусеву А.А., Гусевой М.И. и Диброву С.А. о взыскании в солидарном порядке задолженности за теплоэнергию за период с <дата> по <дата> в размере 8 856,58 руб., пени в размере 307,74 руб., расходов, связанных с оплатой справки о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб. и почтовых расходов в размере 114 руб.
В обоснование исковых требований указано, что между ООО «КЭТК» - энергоснабжающей организацией и ответчиками заключен договор теплоснабжения граждан, использующих теплоэнергию для бытового потребления путем конклюдентных действий (открыт лицевой счет 28001272). Поскольку жилое помещение ответчиков оборудовано системой отопления, они обязаны вносить плату за тепловую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В спорный период ООО «КЭТК» поставило ответчикам теплоэнергию на сумму 8 856,58 руб. Ответчики не производят оплату поставленной тепловой энергии, в связи с чем, образовалась вышеуказанная задолженность, также в связи с несвоевременной оплатой начислены пени, размер которых составил 307,74 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №2 г.Коврова и Ковровского района Владимирской области от <дата> исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» к Гусеву А. А.овичу, Гусевой М. И. и Диброву С. А. о взыскании задолженности за теплоэнергию, пени и судебных расходов удовлетворены.
Апелляционным определением Ковровского городского суда Владимирской области от <дата> решение мирового судьи судебного участка №2 г.Коврова и Ковровского района Владимирскои области от <дата> оставлено без изменения.
Определением Кассационной инстанции Второго кассационного суда общей юрисдикции от <дата> решение мирового судьи судебного участка №2 г.Коврова и Ковровского района Владимирской области от <дата> и апелляционное определение Ковровского городского суда Владимирской области от 8 ноября 202 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель истца ООО «КЭТК» Генчик А.А. по доверенности в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, ранее исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ООО «КЭТК» в спорный период являлось теплоснабжающей организацией для многоквартирного <адрес>. Истец, как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за качество тепловой энергии поставленной тепловой энергии на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей теплоснабжения (п.21 постановления правительства РФ №354). Указала, что истец в спорный период выработал тепловую энергию в объеме и качестве, необходимом для теплоснабжения многоквартирных домом, в том числе и дома ответчиков и доставил до границы эксплуатационной ответственности сторон. Поскольку ответчиками в установленном законом порядке установлена индивидуальная система отопления, многоквартирный жилой дом подключен к централизованной системе отопления, ответчики обязаны вносить плату за тепловую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчики Гусев А.А. и Дибров С.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, направили в суд своего представителя Гусеву М.И. с надлежащим образом оформленными доверенностями.
Ответчик, представитель ответчиков Гусева М.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что они потребителями тепловой энергии, поставляемой ООО «КЭТК», не являются. Услугами по теплоснабжению, предоставляемыми истцом, не пользуются, поскольку квартира оборудована автономным котлом, обеспечивающим отопление и нагрев воды. Вносить плату за тепловую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, они не обязаны, поскольку эта обязанность лежит на управляющей компании. Пояснила, что, исходя из конструктивных особенностей многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> тепловая энергия на содержание общего имущества не поставляется, поскольку в местах общего пользования отсутствуют принимающие устройства (батареи). Схема теплоснабжения была изменена без согласования с проектной организацией ГУП «Владимиргражданпроект», в которой изменили верхний разлив подачи тепловой энергии на нижний разлив, т.е. с момента корректировки проекта теплоснабжения в места общего пользования тепло не поступает. Указала, что квартира ответчиков находится на девятом этаже, тепловая энергия поступает только по восьмой этаж.
Представитель третьего лица, директор ООО «УК Сфера» Вагапов В.Р. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия. Ранее в судебном заседании пояснил, что в соответствии с техническим паспортом многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> система отопления централизованная, имеется в местах общего пользования, в каждом подъезде имеются радиаторы отопления. Управляющая компания начисления за теплоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в спорный период собственникам многоквартирного <адрес> не производила, в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственникам указанного дома, данная услуга не включена. Начисления управляющей компанией производятся кроме услуг по содержанию и ремонту, только за потребление холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указал, что собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за теплоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Представитель третьего лица администрации г.Коврова в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе с дополнениями к ней ответчики Гусев А.А., Гусева М.И., Дибров С.А. просят отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включается в состав платы за содержание жилого помещения, и с <дата> при управлении многоквартирным жилым домом управляющей компанией подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей компании, а не ресурсоснабжающей организации. Управляющая компания обязана оплачивать ресурсы на общедомовые нужды, даже если у нее нет договора с ресурсоснабжающей организацией. Исходя из конструктивных особенностей многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> тепловая энергия на содержание общего имущества не поставляется, поскольку в местах общего пользования отсутствуют принимающие устройства (батареи). Схема теплоснабжения была изменена без согласования с проектной организацией ГУП «Владимиргражданпроект», в которой изменили верхний разлив подачи тепловой энергии на нижний разлив, т.е. с момента корректировки проекта теплоснабжения в места общего пользования тепло не поступает. Указала, что квартира ответчиков находится на девятом этаже, тепловая энергия поступает только по восьмой этаж. Кроме того, не установлена правильность начисления платы за тепловую энергию как жилые, так и нежилые помещениям всего дома в соответствии с приборами учета тепловой за места общего пользования. Тепловая компания не представила основание эксплуатации инженерных сетей теплоснабжения дома в целях подачи тепловой энергии и получения в связи с этим прибыли для тепловой организации.
Ответчики Гусев А.А. и Дибров С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, направили в суд своего представителя Гусеву М.И., действующую на основании доверенности.
Ответчик и представитель ответчиков Гусева М.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель истца ООО «КЭТК» Генчик А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца.
Представитель третьего лица, директор ООО «УК Сфера» Вагапов В.Р. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель третьего лица администрации г.Коврова Бахирева С.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав ответчика и представителя ответчиков Гусева А.А., Диброва С.А. - Гусеву М.И., пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ответчики Гусев А.А., Гусева М.И. и Дибров С.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и состоят на регистрационном учете в указанном жилом помещении.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК Сфера».
ООО «КЭТК», являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги по теплоснабжению через присоединенную сеть в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
В квартире ответчиков произведена перепланировка и установлен индивидуальный газовый котел. Разрешительная документация на выполнение строительно-монтажных работ по перепланировке и переустройству жилого помещения подписана специально уполномоченными на то лицами и утверждена приемочной комиссией, о чем имеется акт государственной приемочной комиссии о приемке законченной перепланировки и (или) переустройства жилого и нежилого помещения в эксплуатацию от <дата>
Ответчикам ООО «КЭТК» производится начисление платы за отопление мест общего пользования с января 2019 г.
По сведениям ООО «УК Сфера» в соответствии с техническим паспортом многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, дом оборудован системой централизованного отопления, система отопления имеется в местах общего пользования: колясочная, подвал, подъезды.
Пунктом 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 30, ч.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а также общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 4 ст. 154, ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (теплоснабжение).
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 30, 39, 154 Жилищного кодекса РФ, при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, на содержание и текущий ремонт общего имущества (систем теплоснабжения) многоквартирного дома.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г., в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 2 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307, «подключаемый объект» - здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии; "подключение" - совокупность организационных, и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; «точка подключения» - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Таким образом, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный жилой дом, частью которого является квартира ответчиков, с единой системой инженерных коммуникаций.
Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, отсутствие приборов отопления в местах общего пользования не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307, и Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потреблялась, поскольку энергия передавалась в многоквартирный дом, проходя через разводящие трубопроводы и распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, полотенцесушители, тем самым отапливая весь дом, следовательно, не освобождает ответчиков в силу положений ст. ст. 30, 39 ЖК РФ от оплаты расходов тепловой энергии на общедомовые нужды. Бремя содержания общего имущества и оплата за предоставленные коммунальные услуги по отоплению мест общего пользования возложена на собственника жилого помещения и не зависит от установки дополнительных источников получения отдельных коммунальных ресурсов и наличия отопительных приборов.
Доказательств несоблюдения теплового режима в местах общего пользования многоквартирного жилого дома суду не представлено.
Вместе с тем, довод жалобы о том, что, оплата за отопление мест общего пользования включена в плату за содержание мест общего пользования и подлежит возмещению потребителями исключительно данной управляющей компании заслуживает внимания.
В соответствии с положениями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно положениям пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ <№> от <дата> предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Размер платы за отопление мест общего пользования зависит от характеристик системы отопления, ее состава, технических характеристик, а также ее эксплуатации.
Из приведенных положений закона следует, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279, определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 N 306-ЭС18-5337 по делу N А12-217/2017, определением Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 310-ЭС17-14933 по делу N А09-14290/2016, определение Верховного Суда РФ от 06.05.2015 N 310-КГ14-8259 по делу N А68-1080/2014.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
С <дата> изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе отопление, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после <дата>.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе отопление, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с <дата> при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Решением общего собрания помещений в <адрес> оформленного протоколом общего собрания от <дата> собственниками многоквартирного дома утвержден перечень работ и услуг по держанию и ремонту с внесением платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды) в ресурсоснабжающую организацию (т. 1 л.д.173-174). При этом, в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственникам указанного дома включены коммунальные расходы на общедомовые нужды: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия (т.2 л.д.110-115).
Таким образом, начисления за теплоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на основании закона, в спорный период собственникам многоквартирного <адрес> ООО «УК «Сфера» не производились, в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственникам указанного дома, не включено.
Собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> решение, предусмотренное п.4.4 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, после вступления указанного Федерального закона в силу, не принималось.
Более того, исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с <дата> при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, вывод мирового судьи о том, что в отсутствие договора на содержание общего имущества МКД управляющая компания не обладала статусом исполнителя коммунальных услуг, поставленных на общедомовые нужды, а также, о том, что именно ответчики были обязаны в спорный период вносить истцу плату за теплоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а не управляющая компания в ресурсоснабжающую организацию, является ошибочным.
При указанных обстоятельствах требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка <№> <адрес> от <дата> по иску общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» к Гусевой М. И., Гусеву А. А.овичу, Диброву С. А. о взыскании в солидарном порядке задолженности за теплоэнергию за период с <дата> по <дата> в размере 8 856,58 руб., пени в размере 307,74 руб., расходов, связанных с оплатой справки о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб. и почтовых расходов в размере 114 руб., отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» к Гусевой М. И., Гусеву А. А.овичу, Диброву С. А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Шутова
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 августа 2023 года.