Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1004/2024 ~ М-290/2024 от 20.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Емельяновой Е.С.

с участием прокурора Атяскиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1004/2024 по административному исковому заявлению Чернышева Вячеслава Юрьевича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Петрова С.В.,

У с т а н о в и л :

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

Нежилое здание с кадастровым номером 63:08:0116003:231 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 7847, в Перечень на 2023 год - под пунктом 7728.

Чернышев В.Ю., являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 63:080116003:231, обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень на 2022 год, Перечень, на 2023 год, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером 63:080116003:231.

Требования обоснованы тем, что указанное нежилое здание принадлежит административному истцу на праве собственности. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 63:08:0116003:196, 63:08:0116003:12 с видом разрешенного использования: под промышленными объектами. По данным технической документации здание состоит из помещений с названием « кабинет», «туалет», «санузел», «касса», «столовая», «кухня», «вестибюль», «коридор», «лоджия», «лестница», «бытовка», «электрощитовая», «кладовка», «душевая, «склад», «эл. лаборатория». Нежилое здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение его в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца Петров С.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости включен в Перечни в связи с его наименованием «административное здание».

Заинтересованное лицо: Администрация г.о. Сызрань не направило в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Чернышеву В.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:08:0116003:231 площадью 915,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Восточная, дом 22.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование –административное здание.

Филиал ППК Роскадастр по Самарской области на запрос суда подтвердил, что изменения в части наименования, назначения, площади нежилого здания не вносились.

Нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 63:08:0116003:196, 63:08:0116003:12 с видами разрешенного использования: под промышленными объектами.

Согласно техническому паспорту, выполненному Сызранским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 9 января 2004 года, в здании площадью 915,6 кв. м. расположены кабинеты, туалеты, санузлы, бухгалтерия, касса (площадью 5,5 кв.м), столовая ( площадью 48,9 кв.м), кухня ( площадью 15,1 кв.м), вестибюль, тамбур, лоджии, лестницы, кр. уголок, пл. отдел, коридоры, гл. инженер, секретарь, профком,

Площадь объекта общественного питания ( столовой, кухни, кассы) составляет 69,5 кв.м, что составляет 7,59% от общей площади здания.

Помещения с наименованием «кабинет» красный уголок, гл. инженер, секретарь, бухгалтерия не тождественны понятию «офис».

Осмотр нежилого здания на даты утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводился.

Из пояснений представителя административного истца следует, что здание фактически не используется, оно без ремонта, аренды на использование здания не заключалась, здание приобреталось для последующей перепродажи.

Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области сообщило о том, что по адресу г. Сызрань, ул. Восточная, дом 22, контрольно-кассовая техника не зарегистрирована.

Наименование здания - «административное здание»- не свидетельствует о том, что оно является объектом офисного, делового, коммерческого назначения.

В связи изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни на 2022-2023 не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Административным истцом при подаче административного искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 600 руб.( чеки-ордера от 09.02.2024 года), которая подлежит взысканию в его пользу с административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Чернышева Вячеслава Юрьевича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 7847 нежилого здания с кадастровым номером 63:08:0116003:231

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 7728 нежилого здания с кадастровым номером 63:08:0116003:231

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Чернышева Вячеслава Юрьевича государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 года.

3а-1004/2024 ~ М-290/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышев В.Ю.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Сызрань
Горгиладзе С.Н.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация административного искового заявления
21.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее