2-505/2021
10RS0013-01-2021-000743-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2021 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Михалевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завгородней О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Завгородная О.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она проживает по адресу: ..., совместно с сыном ФИО3 Указанная квартира получена ее матерью ФИО9, ордер был сдан в домоуправление. Указывая, что жилое помещение не имеет статуса «служебное», на имя истца открыт лицевой счет, ранее в приватизации истец и ее сын не участвовали, истец просит признать за ней и ее сыном право пользования жилым помещением, а также признать право собственности в порядке приватизации.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что по адресу: ... зарегистрированы Завгородняя О.В. (с хх.хх.хх г.), ФИО3, сын (с хх.хх.хх г.).
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество истца и ее сына.
хх.хх.хх г. жилой дом ... передан по акту от ФКУ «Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района» в ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В Едином государственном реестре недвижимости имеется информация о жилом помещении, расположенном по адресу: ...: площадь 77,5 кв.м, сведения об объекте имеют статус «ранее учтенный», жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, в оперативном управлении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, сведения об отнесении жилого помещения к специализированным жилым помещениям, отсутствуют.
Согласно ответу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия семья Завгородней О.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, с таким заявлением в администрацию района не обращалась.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления предусмотрено обеспечить расселение и снос дома до 2031 г. путем участия в региональных и федеральных программах.
В соответствии с ч.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
Частью 1 ст.10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Oб обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации исходя из пп. 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, которое составляет государственную казну Российской Федерации, управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В силу ст.6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления матери истца жилого помещения, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Таким образом, действующее на тот период жилищное законодательство устанавливало, что находящийся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации жилищный фонд являлся ведомственным жилищным фондом и этот жилищный фонд не мог составлять жилищный фонд местных Советов.
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления (статьи 28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения правоотношения, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В обоснование законности вселения истцом представлены сведения о регистрации в жилом помещении и открытии лицевого счета, иные документы отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
Согласно части 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Часть 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит, в частности, проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей, которые в силу частей 2 и 3 этой же статьи имеют равные с нанимателем права и обязанности и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из материалов дела следует, что право Завгородней О.В. и ее сына ФИО3 на жилое помещение не оспаривается, истцом не представлено доказательств обращения к уполномоченному лицу о заключении договора социального найма, между тем, такой способ защиты, как признание права, направлен, в частности, на внесение определенности в правоотношения между истцом и ответчиком в случаях, когда поведением последнего ставится под сомнение существование права.
Разрешая требования истца о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд исходит из того, что в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся в муниципальном или государственном жилищном фонде.
Статьей 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат, в частности не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Учитывая, что многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, признан аварийным, жилое помещение, занимаемое истцом, также является непригодным для проживания, что исключает возможность признания права собственности в порядке приватизации на такое жилое помещение.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Завгородней О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021 г.