Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5949/2022 от 04.05.2022

Судья: Балова А.М.         гр. дело № 33 – 5949/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 – 41/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

07 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Чирковой И.Н.,

судей – Топтуновой Е.В., Житниковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания на решение Самарского районного суда г. Самары от 03 февраля 2022 года,

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 03 февраля 2022 года отменить в части удовлетворения исковых требований и постановить по делу в этой части новое решение, которым

В удовлетворении исковых требований Кущенко Д.Л. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Балова А.М.         гр. дело № 33 – 5949/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 – 41/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Чирковой И.Н.,

судей – Топтуновой Е.В., Житниковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания на решение Самарского районного суда г. Самары от 03 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кущенко Д.Л. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Кущенко Д.Л. с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать ФСИН России восстановить Кущенко Д.Л. с членами семьи, всего в составе четырех человек, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очереди.

В удовлетворении исковых требований Кущенко Д.Л., предъявленных к УФСИН России по Самарской области, отказать.»

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., пояснения представителя ФСИН России – Алехиной И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя Кущенко Д.Л. – Лапузина А.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Кущенко Д.Л. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Самарской области о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете.

В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником МВД России. С ДД.ММ.ГГГГ был сотрудником уголовно-исполнительной системы, занимал должность начальника цеха центра трудовой адаптации осужденных ФКУ <данные изъяты>. Приказом УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет в звании майора внутренней службы.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, истец поставлен на учет составом семьи 3 человека: жена К.Е.П. дочь – К.А.Д,

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением, в котором просил внести изменения в состав семьи – исключить бывшую супругу К.Е.П. в связи с расторжением брака и дочь К.А.Д, и включить в состав семьи супругу Д.И.Н. сыновей Д.В.А. и Д.В.А.

Согласно выписке из протокола ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело истца внесены изменения: исключены из состава семьи бывшая супруга К.Е.П. и дочь К.А.Д, состав семьи увеличен до 4 человек, в состав семьи включены супруга Д.И.Н. сыновья Д.В. и Д.В.. Однако истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании п.п. «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, то есть в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

С указанным решением Кущенко Д.Л. не согласился, считая его незаконным, поскольку все представленные им сведения достоверны и соответствуют действительности и заявленному перечню документов, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратился во ФСИН России с досудебной претензией с требованием отменить решение о снятии его с учета от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить его с членами семьи в составе четырех человек на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очереди, приложив дополнительные документы. В удовлетворении претензии истцу было отказано со ссылкой на то, что решение комиссии было принято простым большинством голосов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требовании истец просил признать решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его с учета незаконным; обязать ФСИН России и УФСИН России по Самарской области восстановить его с членами семьи в составе четырех человек на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очереди.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым ФСИН России в лице представителя Кальмагаевой И.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Кущенко Д.Л. – майор внутренней службы, начальник цеха центра трудовой адаптации осужденных ФКУ <данные изъяты> в период службы ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ Кущенко Д.Л. как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека: Кущенко Д.Л., супруга К.Е.П. дочь К.А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ

На момент подачи рапорта истец с супругой и дочерью был зарегистрирован в квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности его сестре К.А.Л. и его матери К.О.Н. по 1/2 доли в праве каждой. По данному адресу зарегистрировано 4 человека.

ДД.ММ.ГГГГ Кущенко Д.Л. обратился с заявлением о внесении изменений в состав его семьи, в связи с расторжением брака и исключении из состава его семьи бывшей супруги К.Е.П. и дочери К.А.Д, и включении в состав его семьи супруги Д.И.Н. сыновей Д.В.А., <данные изъяты> года рождения, и Д.В.А., <данные изъяты> года рождения.

Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ выраженном в протоколе внесены изменения в учетное дело Кущенко Д.Л. в части уменьшения состава семьи до 1 человека, исключены бывшая супруга К.Е.П. и дочь К.А.Д, увеличен состав семьи до 4 человек, включены супруга Д.И.Н. сын Д.В.А., сын Д.В.А. и истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. «г» п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369.

Разрешая требования Кущенко Д.Л., суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что истец до настоящего времени является нуждающимся, не реализовал право на улучшение жилищных условий в местах прохождения государственной службы, пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Кущенко Д.Л. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. «г» п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, является незаконным, в связи с чем обязал ФСИН России восстановить Кущенко Д.Л. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека с даты подачи рапорта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очереди, отказав в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Самарской области, который надлежащим ответчиком по делу не является.

При этом суд указал, что отсутствие сведений в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ о получении субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты><данные изъяты> годы не свидетельствует об отсутствии у Кущенко Д.Л. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом и заключаются они в следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Подпунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Из материалов дела следует, что на день подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ Кущенко Д.Л. получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, как молодой семье в составе Кущенко Д.Л., К.Е.П. (супруга), К.А.Д, (дочь), являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты>-<данные изъяты> года.

Однако истец, в поданном во ФСИН России рапорте от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения социальной выплаты, не сообщил о предоставлении ему в <данные изъяты> году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 584 010 рублей, рассчитанной на улучшение жилищных условий всех членов его семьи, о данной выплате уведомил ответчика только в <данные изъяты> году, что, по мнению судебной коллегии, в соответствии с положением подпункта "г" пункта 15 Правил является основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30 ноября 2021 г. N 2503-О согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя, а также Правительства Российской Федерации в пределах его компетенции, закрепленной в статьях 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Пункт 5 Правил, учитывающий как вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип социальной справедливости, так и природу жилищных гарантий, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лишь реально нуждающимся в жилье лицам и направлен на предотвращение необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств. При этом граждане, имеющие одновременно правовые основания для получения более одной жилищной гарантии (формы жилищного обеспечения), обладают правом ее выбора.

Соответственно, указанное нормативное положение, равно как и часть 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", конкретизирующая - в развитие части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации - полномочия Правительства Российской Федерации в данной сфере общественных отношений, сами по себе не нарушают каких-либо конституционных прав заявителя, который в составе семьи выбрал другой вид жилищной гарантии и не сообщил о ее получении в жилищную комиссию территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний.

Поскольку Кущенко Д.Л. выбрал другой вид жилищной гарантии и не сообщил о ее получении ФСИН России, судебная коллегия полагает, что ответчик правомерно снял истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 марта 2015 г. № 416-О положения статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктами 10, 14 и 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации предполагают принятие лица на соответствующий учет решением комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам в качестве обязательного предварительного условия предоставления указанной выплаты.

Решение комиссии о принятии сотрудника на учет, как это следует из пункта 12 Правил, должно базироваться на достоверных сведениях; недостоверность представленных сведений образует самостоятельное основание для отказа в принятии на учет и влечет возврат документов, включая заявление. Отсутствие решения комиссии о принятии на учет сотрудника означает и отсутствие права на получение единовременной социальной выплаты.

В силу приведенных нормативных положений сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.

Судебная коллегия отмечает также, что исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых Кущенко Д.Л. и членами его семьи в <данные изъяты> году (как члены семьи собственника и как собственники квартиры, приобретенной, в том числе за счет социальной выплаты, полученной в рамках программы «Жилище»), были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что правовых оснований для признания незаконным решения о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на ее получение с даты подачи рапорта, не имеется.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, допущены нарушения норм материального права, принятое судебное постановление нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене в силу ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Кущенко Д.Л. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете отказать.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Самарской области сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 03 февраля 2022 года отменить в части удовлетворения исковых требований и постановить по делу в этой части новое решение, которым

В удовлетворении исковых требований Кущенко Д.Л. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании восстановить на учете – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-5949/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Кущенко Д.Л.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания России
У ФСИН России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
04.05.2022[Гр.] Передача дела судье
07.06.2022[Гр.] Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее