Дело № 2-4753/2022 66RS0004-01-2022-002614-94
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 20 июня 2022 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Сапожниковой Л.В., представителя истца по доверенности Волковой И.Ю., представителя ответчика Соколова Д.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сапожниковой Людмилы Владимировны к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по лекарственному обеспечению,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сапожникова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами «Рилузол», «Эдаравон», «Декстрометорфан гидробромид/хинидина сульфат» на период нуждаемости в дозах, рекомендуемых медицинской организацией. Решение суда просила обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец пояснила, что имеет заболевание «<данные изъяты>», в связи с которым по жизненным показаниям консилиумом федерального государственного бюджтного учреждения «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России от 25.01.2022 г. назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>». Указанные лекарственные препараты на территории Российской Федерации не зарегистрированы, в обеспечении ими со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области отказано.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности Волкова И.Ю. заявленные требования поддержали, против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда сроком на 2 месяца в части непосредственного обеспечения лекарственными средствами с учетом необходимости проведения закупки не возражали.
Ответчик исковые требования не признал, в письменных возражениях пояснил, что истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, однако обеспечение заявленными истцом лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Региональное законодательство Свердловской области наименований незарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных средств также не содержит. Нормы законодательства, регулирующие порядок назначения и ввоза незарегистрированных лекарственных средств, источник финансирования приобретения таких лекарств не устанавливают.
Представитель ответчика по доверенности Соколов Д.Н. в судебном заседании доводы возражений поддержал, в случае удовлетворения требований просил предоставить отсрочку исполнения решения суда в части обеспечения лекарственными средствами в связи с необходимостью проведения закупки по контрактной системе.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к общепризнанным, основным и неотчуждаемым правам и свободам, подлежащим государственной защите, что установлено нормами международного права (статья 3 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 и 24 Конвенции о правах ребенка) и Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 41).
В Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Из системного толкования ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506, следует, что граждане, в том числе инвалиды, обеспечиваются лекарственными средствами, в том числе назначенными по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям, бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Полномочия исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 № 16-ПП, осуществляет Министерство здравоохранения Свердловской области.
В соответствии с подп. 8 п. 12 указанного Положения Министерство здравоохранения Свердловской области организует обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, для чего согласно п. 6 ст. 17 реализует систему мероприятий по их лекарственному обеспечению.
Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с подп. «г» пункта 11 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771, для получения разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента необходимы следующие документы:
заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза;
обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниями и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;
копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенная федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
В судебном заседании установлено, что Сапожникова Л.В. имеет заболевание, в связи с котором ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно (справка МСЭ № <данные изъяты> г.), наблюдается в ГАУЗ СО «<данные изъяты>».
В соответствии с протоколом консилиума врачей ФГБУ «<данные изъяты>» Федерального медико-биологического агентства от 25.01.2022 г. по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи Сапожниковой Л.В. разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты <данные изъяты>», установлено требуемое количество лекарственного препарата.
Из представленных доказательств следует, что все необходимые условия для ввоза лекарственного средства для медицинского применения на территорию Российской Федерации, назначенного истцу для индивидуального применения по жизненным показаниям, соблюдены.
С учетом приведенного выше системного толкования норм законодательства, обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения по жизненным показаниям назначенными лекарственными препаратами на весь период нуждаемости в количестве и дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, должно осуществляться Министерством здравоохранения Свердловской области.
Иное толкование установленных в судебном заседании обстоятельств создаст препятствия в реализации гарантированных нормами международного права и Конституцией Российской Федерации прав истца на здоровье и жизнь, а также охрану ее здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В связи с тем, что лекарственные препараты назначены по жизненным показаниям, суд полагает, что решение суда в части принятия Министерством здравоохранения Свердловской области мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение ребенка лекарственным препаратом (организации процедуры закупа), подлежит обращению к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
С учетом того, что закупка лекарственных средств осуществляется Министерством здравоохранения Свердловской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" суд при вынесении решения полагает возможным установить ответчику отсрочку исполнения решения суда в части непосредственного обеспечения лекарственными препаратами на срок 2 (два) месяца с даты принятия решения суда (с 20 июня 2022 г.).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить Сапожникову Людмилу Владимировну, <данные изъяты> года рождения, лекарственными препаратами «<данные изъяты> на период нуждаемости в дозах, рекомендуемых медицинской организацией.
Решение суда в части принятия Министерством здравоохранения Свердловской области мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Сапожниковой Людмилы Владимировны лекарственными препаратами (организации процедуры закупа) обратить к немедленному исполнению.
В части исполнения решения суда по обеспечению Сапожниковой Людмилы Владимировны лекарственными препаратами предоставить Министерству здравоохранения Свердловской области отсрочку на срок 2 (два) месяца с даты принятия решения суда (с 20 июня 2022 г.).
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва