Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-42/2023 от 19.10.2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 декабря 2023 г.    г. Балтийск

Судья Балтийского городского суда Калининградской области Переверзин Н.В. при помощнике судьи Беленьковой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Стивидорная Компания» А.Б. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора В.Г. от 10.10.2023 по делу об административном правонарушении, в части правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.4, частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – СЗМУ Росприроднадзора, управление) В.Г. от 10.10.2023 общество с ограниченной ответственностью «Балтийская Стивидорная Компания» (далее – ООО «БСК», общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.4, части 1 статьи 8.42, статье 8.45, части 4 статьи 8.13, части 7 статьи 8.2, части 9 статьи 8.2, части 10 статьи 8.2, статье 8.1, статье 8.5, части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 2, 5, 6 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.

Из постановления следует, что юридическое лицо при осуществлении по адресу: Калининградская обл., г. Балтийск, Нижнее ш., зд. 17а, стр. 10, хозяйственной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления признано виновным в ряде правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными статьями (частями статьи) главы 8 КоАП РФ, в том числе:

- в нарушении обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), ч.ч. 2, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), п. 6 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 (далее – Методические указания МПР от 07.12.2020), при выполнении расчёта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, протокол от 22.08.2023 № АД-559/12/2023);

- в несоблюдении требований ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, абз. 5 ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), осуществляя деятельность с нарушением документации, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Росприроднадзора от 24.09.2021 № 1290/ГЭЭ (ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, протокол от 22.08.2023 № АД-559/12/2023).

В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области генеральный директор ООО «БСК» А.Б. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица СЗМУ Росприроднадзора в части привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 и ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и прекращении производства по делу в указанной части. Ссылается на то, что должностным лицом административного органа неверно определены фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии в действиях общества состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.4, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ; указывает, что постановление в оспариваемых пределах вынесено с нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В судебном заседании защитники ООО «БСК» Титовец А.И., Звягинцева О.В. доводы жалобы поддержали полностью и настаивали на ее удовлетворении.

Должностное лицо административного органа, вынесшее оспариваемое постановление – старший государственный инспектор В.Г., извещённый судом о дате, месте и времени рассмотрение жалобы, в суд не явился. Возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в письменных отзывах на нее.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения указанной нормы КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Из представленных материалов дела следует, что в период с 13.06.2023 по 30.06.2023 на основании решений от 02.06.2023 , от 13.06.2023 Федеральной службой по надзору в сфере природопользовании проведена плановая выездная проверка в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО «БСК» по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – производственной территории (код , категория риска – высокая, категория объекта - II).

В результате проверки выявлены нарушения экологических и природоохранных требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Результаты проверки отражены в акте от 30.06.2023 , подписанным генеральным директором общества А.Б. и полученным им 30 июня 2023 г.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностными лицами СЗМУ Росприроднадзора в отношении ООО «БСК» десяти протоколов об административном правонарушении: протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.45 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ; протокола от 22.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ; протокола от 04.10.2023 № АД-704/12/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ; протокола от 04.10.2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ ; протокола от 04.10.2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Все протоколы составлены в присутствии представителей юридического лица по доверенности (Д.Е., Титовец А.И.), указавших о несогласии с содержанием протоколов и получивших их копию в день составления.

10 октября 2023 г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора В.Г. по результатам рассмотрения вышеуказанных дел об административных правонарушениях, вынесено с применением положений ч.ч. 2, 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ постановление о привлечении ООО «БСК» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.42, ст. 8.45, ч. 4 ст. 8.13, ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 175 000 рублей.

Копия постановления вручена представителю ООО «БСК» 10 октября 2023 г., административный штраф уплачен обществом 19 октября 2023 г. в сумме 87 500 рублей.

Вместе с тем, постановление от 10.10.2023 законным признать нельзя.

Так, несоблюдение требований ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, п.п. «ж» п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 № 1391, послужило основанием для привлечения ООО «БСК» к административной ответственности по ст. 8.45 КоАП РФ.

При этом ст. 8.45 КоАП РФ содержит несколько составов административных правонарушений:

В соответствии с ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Частью 2 ст. 8.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо иных обязательных сведений, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 26.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По смыслу положений приведенных норм квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 8.45 в действующей редакции Федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ.

Таким образом, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, статья 8.45 КоАП РФ состояла из двух частей. Следовательно, при осуществлении квалификации противоправных действий ООО «БСК» по делу об административном правонарушении должен быть указан состав административного правонарушения, предусмотренный названной нормой КоАП РФ, со ссылкой на соответствующую ее часть.

Вместе с тем из протокола об административном правонарушении от 22.08.2023 также не следует, какой частью ст. 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность ООО «БСК» за совершение вмененного обществу административного правонарушения, что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Кроме того, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбуждённых в отношении ООО «БСК» по ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.42, ст. 8.45, ч. 4 ст. 8.13, ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, должностным лицом СЗМУ Росприроднадзора принято решение об их объединении и рассмотрении в одном производстве с вынесение одного постановления по делу об административном правонарушении . При этом административное наказание ООО «БСК» назначено с применением положений ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей, по мнению инспектора, более строгое административное наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток без учета строгости наказания, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СЗМУ Росприроднадзора от 10.10.2023 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с существенным нарушением требований, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, и подлежит отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на день рассмотрения жалобы не истек, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «БСК» подлежит возвращению на новое рассмотрение в СЗМУ Росприроднадзора.

При этом, по смыслу закона, при наличии оснований для возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение вопрос о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения обсуждению не подлежит, в связи с чем жалоба генерального директора ООО «БСК» не может быть рассмотрена по существу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 10.10.2023 , вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Стивидорная Компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4, частью 1 статьи 8.42, статьей 8.45, частью 4 статьи 8.13, частью 7 статьи 8.2, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, статьей 8.1, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Балтийская Стивидорная Компания» на новое рассмотрение в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:     Н.В. Переверзин

12-42/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Балтийская Стивидорная Компания"
Суд
Балтийский городской суд Калининградской области
Судья
Переверзин Н. В.
Статьи

ст.8.2 ч.7

ст.8.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
baltiysky--kln.sudrf.ru
19.10.2023Материалы переданы в производство судье
20.10.2023Истребованы материалы
30.10.2023Поступили истребованные материалы
23.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.01.2024Вступило в законную силу
23.01.2024Дело оформлено
23.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее