УИД 32RS0007-01-2024-000314-54
Дело №2-290/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2024 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Матвеечкиной М.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В.,
представителя ответчика – директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральный межпоселенческий Дом культуры Дубровского района» Линкевич Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности оборудовать здание системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что в результате проведенной прокурорской проверки требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности объектов культуры было установлено, что <данные изъяты> не оборудованы системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора <данные изъяты>» внесено представление № об устранении выявленных нарушений, которые не в полном объеме устранены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Несоблюдение в <данные изъяты>» комплекса мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – посетителей и работников организации, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц во время их нахождения в здании дома культуры.
На основании изложенного, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд обязать <данные изъяты>» оборудовать здание МБУК «Центральный межпоселенченский дом культуры Дубровского района» (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Кусанова С.В. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор <данные изъяты>» Линкевич Н.Б. в суде исковые требования признала в полном объеме.
Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, выражено директором дома культуры добровольно, в письменном виде и лично подписано, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, соответствующее письменное заявление приобщено к материалам дела.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Привлеченная в качестве третьего лица администрация Дубровского района в суд представителя не направила, ходатайств, заявлений не представила, извещена надлежащим образом.
В силу ст.167 ПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных, не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст.1 и п.9 ст.3 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, приоритет предупредительных мер.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ).
В соответствии с п.7 ст.2 названного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст.5 указанного Закона выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом «д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 (далее - Требования).
Как установлено подп. «з» п.25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Как следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой Дубровского района Брянской области проверки выявлено, что <данные изъяты>» не оборудовано системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения выявленных нарушений прокурором Дубровского района Брянской области в адрес директора <адрес>» внесено представление № об устранении нарушений требования по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в сфере культуры.
По результатам рассмотрения представления прокурора, административным органом <данные изъяты>» были предприняты меры по устранению указанных в представлении нарушений и недопущения их в дальнейшем, а именно, перед началом каждого рабочего дня проводится проверка безопасности содержания территории вокруг здания дома культуры, запасных выходов и помещений внутри здания, что отражается в журнале осмотра; на стендах расположены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов; с работниками учреждения проведены инструктажи и практические занятия по действиям в случае обнаружения в учреждении посторонних лиц и подозрительных предметов; здание оборудовано системой видеонаблюдения, имеется тревожная кнопка с реагированием Росгвардии, заключен договор на охрану объекта, сведения о проведении публичных, массовых и общественных мероприятий подаются в адрес ОП «Дубровское», для экстренного оповещения работников и посетителей МБУК <данные изъяты> о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации установлен громкоговоритель через микрофон; назначены ответственные лица за соблюдением пропускного режима в здание дома культуры; направлена заявка в учебный центр дополнительного профессионального образования «Престиж» <адрес> для прохождения обучения ответственных лиц по программе «Антитеррористическая защищенность объекта (территории), что подтверждается письменным сообщением <данные изъяты> от 26.03.2024г. исх.№.
Вместе с тем, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения устранены не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, система экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации отсутствует, что не отрицалось стороной ответчика.
Доказательств обратного, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком, задачами и функциями которого является решение вопросов местного значения в сфере культуры, требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания <данные изъяты>», и оснований для освобождения ответчика от обязанности исполнения требований антитеррористического законодательства, не имеется.
Отсутствие системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в <данные изъяты>» непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности данного объекта, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.
Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, обосновал необходимость защиты таких интересов в рамках антитеррористических мероприятий в местах массового пребывания людей, заявил требования в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об их удовлетворении в полном объеме, так как они направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту неопределенного круга лиц к <данные изъяты>» о возложении обязанности оборудовать здание системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации - удовлетворить.
Обязать <данные изъяты>» оборудовать здание <данные изъяты>» (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2024 года.
Председательствующий по делу М.М. Шелаков