Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11139/2021 от 03.09.2021

Судья: Шабанов С.Г.                      адм. дело № 33а-11139/2021

(2а-1094/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2021 года                        

г.Самара

    

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего         Клюева С.Б.,

судей                     Хаировой А.Х., Ереминой И.Н.,

при секретаре                 Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дворянкиной Е.В. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Ю., судебная коллегия    

    

установила:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области в лице представителя обратилась в суд с иском к Дворянкиной Е.В. о взыскании недоимки в общей сумме 86541,73 руб., из которых: 84825 руб. – налог на имущество физических лиц, 309,61 руб. – пени по налогу на имущество, 1402 руб. – земельный налог, 5,12 руб. – пени по земельному налогу.

В обоснование иска указывается, что Дворянкина Е.В. в налоговом периоде 2018 г. являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, однако в нарушение ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена, в связи с чем в адрес Дворянкиной Е.В. направлено требование об уплате налога.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена, административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.

Требования остались без исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области было удовлетворено заявление административного истца о вынесении судебного приказа о взыскании с Дворянкиной Е.В. недоимки по налогам, пени.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению административного ответчика судебный приказ отменен.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда поступило ходатайство от административного истца о замене стороны истца по административному делу на Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области, в связи с реорганизацией.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда произведена замена стороны истца, в связи с реорганизацией.

Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Дворянкина Е.В. просит решение суда отменить, полагая его неправильным.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Обязанность гражданина платить установленные законом налоги установлена ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В соответствии со ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на обязанность исчисления суммы налога, возложена на налоговые органы.

Согласно п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно п. 1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения земельным налогом, в силу п.11 ст.389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами определен ст. 397 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 4 указанной правовой нормы предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На основании ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производиться в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Из материалов дела следует, что за ответчиком в налоговом периоде 2018 г. было зарегистрировано следующее имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , земельный участок расположенный по адресу: <адрес> , земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, являющиеся объектами налогообложения земельным налогом, квартира, расположенная по адресу: <адрес> иные строения, помещения и сооружения кадастровый , по адресу: <адрес>, являющиеся объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц.

На основании ст. 32 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить исчисленные налоги за налоговый период 2018 г.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Налоговое уведомление направлено ответчику посредством личного кабинета налогоплательщика и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным истцом скриншотом рабочего стола.

Ответчик в полном объеме не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, земельного налога в установленный законом срок, ответчику были начислены пени и направлено требование об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование МИФНС России № 15 по Самарской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 15 по Самарской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, сроки на обращение в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, пришел к выводу о взыскании с Дворянкиной Е.В. недоимки по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц и пени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика обязанности по уплате недоимки по налогам и пени за 2018 г., поскольку доказательств уплаты недоимки по налогам и пени за спорный период административным ответчиком представлено не было.

Представленные платежные документы административным ответчиком не обладают признаком относимости к определенному налоговому периоду, в связи с чем налоговый орган правомерно зачел поступившие платежи в счет ближайшего по времени налогового периода 2019 г.

Доводы апелляционной жалобы Дворянкиной Е.В. о том, что истцом нарушена процедура взыскания с неё спорных платежей, поскольку уведомление и требование об уплате спорной задолженности она не получала, опровергаются материалами дела.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период времени).

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено названным пунктом.

Вопреки доводам жалобы налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, требование от ДД.ММ.ГГГГ направлялись Дворянкиной Е.В. через личный кабинет налогоплательщика, что в силу положений статей 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным, подтверждается материалами дела, а также скриншотами из личного кабинета налогоплательщика.

Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика". При этом материалами дела подтверждено, что уведомление, требование своевременно посредством личного кабинета направлены налогоплательщику, который осуществляет вход в личный кабинет через Единую систему идентификации и аутентификации.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Дворянкиной Е.В. недоимки по налогам, пени, то есть, в пределах установленного законом шестимесячного срока.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

С учетом того, что определением мирового судьи судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, а административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах 6 месяцев после вынесения определения об отмене судебного приказа, то в силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок обращения с иском в суд о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени налоговым органом не пропущен.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм права, поэтому на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дворянкиной Е.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11139/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области
Ответчики
Дворянкина Е.В.
Другие
Янковская Л.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.09.2021Передача дела судье
05.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее