Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2023 ~ М-79/2023 от 28.04.2023

УИД: 65RS0006-01-2023-000097-14

Дело № 2-95/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2023 года                                           город Курильск

Курильский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Кучерова Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.М.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Курильский городской округ» к ЗАО «Курильский рыбак» о понуждении заключения соглашения о предоставлении компенсации за изъятие жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, прекращении права собственности на жилое помещение,

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Курильский городской округ» обратилась в Курильский районный суд с иском о понуждении ЗАО «Курильский рыбак» заключить соглашение о предоставлении компенсации за изъятие жилого помещения. В обоснование иска указано, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, постановлением признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под домом изъят для муниципальных нужд. Ответчику в указанном жилом доме принадлежит на праве личной собственности <адрес>. Ответчику предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества и производстве выплаты денежного возмещения. Поскольку ответчик от предложенного способа обеспечения жилищных прав отказался, истец обратился в суд с исковым требованием о возложении на ответчика обязанности заключения соглашения о предоставлении компенсации стоимости изымаемого жилого помещения в размере 4 121 600 рублей, прекращении права собственности на жилое помещение. Со ссылками на статьи 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просил удовлетворить его требования.

Определением Курильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен – Департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ».

В судебное заседание по делу представители истца и третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представитель истца и третьего лица ФИО3 просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

При таких обстоятельствах, в порядке части 4 - 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьего лица.

В телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца и третьего лица ФИО3 просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4 с иском не согласился, указав, что у собственника жилого помещения – ЗАО «Курильский рыбак» имеется законное право на предоставление иного жилого помещения, поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включён в региональную адресную программу по переселению. Кроме того, представитель ответчика в обосновании возражений указал, что ЗАО «Курильский рыбак» категорически отказалось от получения денежного возмещения за изымаемое жилое помещение. Решением Курильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении аналогичных исковых требований. Просил в иске отказать.

Помощник прокурора ФИО5 в своём заключении указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку собственник имеет право на предоставление иного жилого помещения в рамках действующей региональной адресной программы по переселению из аварийного и ветхого жилья. Таким образом, считала, что требования иска в случае их удовлетворения, нарушат права ответчика на выбор способа реализации права, связанного с отчуждением собственником жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу. Считала иск не подлежащим удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса и заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (части 1 и 2 указанной статьи).

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частями 8, 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Вместе с тем, из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что ЗАО «Курильский рыбак» является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; право собственности на указанное жилое помещение возникло у ЗАО «Курильский рыбак» с ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая ЗАО «Курильский рыбак», постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление внесены изменения в части установления срока отселения физических и юридических лиц, срок установлен – до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данным постановлением собственникам помещений указанного многоквартирного дома установлен срок самостоятельного сноса дома – до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под указанным жилым домом изъят для муниципальных нужд.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019 - 2025 годах».

Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включён в региональную адресную программу по переселению, собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора по своему усмотрению: выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. Таким образом, собственнику принадлежит право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» предлагал ДД.ММ.ГГГГ заключить ЗАО «Курильский рыбак» соглашение о выкупе принадлежащего указанному юридическому лицу жилого помещения. Ответчик ЗАО «Курильский рыбак» в лице законного представителя - генерального директора ФИО6 не согласился взять компенсацию за изымаемое жилое помещение, выразив желание получить взамен иное жилое помещение.

Материалы дела не содержат сведений о том, что органом местного самоуправления собственнику жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, взамен предлагалось предоставление иного жилого помещения и он от реализации указанного права отказался.

Таким образом, ЗАО «Курильский рыбак» имеет право не только на выкуп, но и на получение жилого помещения в рамках реализации адресной региональной программы, а орган местного самоуправления, не согласовав с ним вопросы такого предоставления, и в нарушении приведенных положений закона, фактически отказал в реализации заявленного им права, что может привести к нарушению жилищных прав указанного собственника.

По указанным основаниям, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку вынесение такого решения может привести к нарушению жилищных прав ответчика, в том числе прямо гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Отсутствие на территории Курильского городского округа жилых помещений для обеспечения собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, не влияет на вывод суда о необходимости соблюдения жилищных прав ответчика, поскольку организация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является прямой обязанностью органа местного самоуправления и не может быть поставлена в зависимость от финансовой обеспеченности и физического наличия жилых помещений, которые могут быть предоставлены собственникам непригодного для проживания жилья.

Кроме того, как разъяснено в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Пленума, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.

Между тем, как следует из материалов дела, требование о сносе или реконструкции признанного аварийным жилого дома ответчику не направлялось, срок для добровольного сноса собственниками жилых помещений многоквартирного дома не наступил, проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, врученный ответчику, не содержит предложение о размере возмещения за изымаемое имущество, включая убытки и иные расходы, а отчёт об оценке выкупной цены жилого помещения составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после доведения до ответчика проекта соглашения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (части 4, 6, 7, 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, с учетом совокупности исследованных в ходе судебного заседания фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что истцом также не соблюден установленный законом порядок изъятия жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                       ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

2-95/2023 ~ М-79/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Курильский городской округ"
Ответчики
ЗАО "Курильский рыбак"
Суд
Курильский районный суд Сахалинской области
Судья
Кучеров Никита Александрович
Дело на сайте суда
kurilskiy--sah.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2023Предварительное судебное заседание
21.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее