Судья: Лазарев Р.Н. адм. дело № 33а-3845/2023
УИД: 63RS0040-01-2022-007840-43
Дело № 2а-5199/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Лёшиной Т.Е. и Ромадановой И.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика по доверенности УФНС России по Самарской области Лазарева Р.С., представителя административного ответчика по доверенности МИ ФНС России № 21 по Самарской области Горшковой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Терентьев Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 21 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании безнадежной ко взысканию задолженности.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что налоговым органом выдана справка № о состоянии расчетов по налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно которой за Терентьевым Е.А. числится недоимка по транспортному налогу в размере 15461 рубль 25 копеек, пени в размере 1649 рублей 06 копеек, всего - 17110 рублей 31 копейка. Задолженность образовалась за ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изменением ДД.ММ.ГГГГ места регистрации административного истца сведения о задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. были переданы из ИФНС по Кировскому району г. Самары (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области) в ИФНС по Октябрьскому району г. Самары (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России № 21 по Самарской области).
Задолженность по транспортному налогу у административного истца отсутствует в связи с его надлежащей уплатой, что подтверждается налоговым органом в письме от ДД.ММ.ГГГГ. № Вместе с тем, в личном кабинете налогоплательщика налоговым органом выставлено требование № № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате транспортного налога в размере 15461 рубль 25 копеек, подлежащее исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ На момент подачи административного иска в суд срок для принудительного взыскания налога и пени истек. В связи с изложенным, административный истец ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика направил жалобу в УФНС России по Самарской области, которая была оставлена без ответа.
В связи с неоднократно предпринятыми налоговым органом действиями по взысканию фактически уплаченного налога, административный истец вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением с целью исключения из баз данных ФНС России сведений о наличии у него задолженности по транспортному налогу. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать задолженность по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ годы безнадежной к взысканию, в сумме основного долга в размере 15461 рубль 25 копеек, пени в размере 1649 рублей 06 копеек, а всего 17110 рублей 31 копейка; взыскать с административных ответчиков в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 21 ноября 2022 г. заявленные требования удовлетворены. Задолженность Терентьева Е.А. по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы признана безнадежной ко взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной, в сумме основного долга в размере 15461 рубль 25 копеек, пени в размере 1649 рублей 06 копеек, а всего 17110 рублей 31 копейка. Терентьеву Е.А. возвращена сумма государственной пошлины в размере 300 рублей в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ (том 1 л.д. 225-233).
Не согласившись с принятым решением, УФНС России по Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой с учетом дополнений просила суд решение суда изменить, исключить из числа административных ответчиков УФНС России по Самарской области (том 2 л.д. 6, 17-18).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. От представителя Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы, представление без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из содержания статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с требованиями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации относит пени к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Терентьев Е.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 21 по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ
Поводом к обращению в суд послужила справка Межрайонной ИФНС России № 21 по Самарской области № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, в соответствии с которой за Терентьевым Е.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. числится недоимка по транспортному налогу в размере 15461 рубль 25 копеек, пени в размере 1649 рублей 06 копеек, а всего в сумме 17110 рублей 31 копейка.
Указанная недоимка образовалась из-за невыполнения Терентьевым Е.А. обязанности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ за принадлежащий ему автомобиль марки Opel Zafira г/н №, и была передана из ИФНС по Кировскому району г. Самары по месту регистрации Терентьева Е.А. в ИФНС по Октябрьскому району г. Самары (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России № 21 по Самарской области) (том 1 л.д. 19, 20, 21). Указанным автомобилем Терентьев Е.А. владел в период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Налоговым органом предпринимались меры по взысканию с Терентьева Е.А. задолженности за указанные налоговые периоды. Так, за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом начислен транспортный налог в размере 6290 рублей (с учетом наличия переплаты сумма неоплаченной задолженности составила 5995 рублей), направлено требование об уплате налогов, сборов, взносов и пени от ДД.ММ.ГГГГ. № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 15 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Терентьева Е.А. указанной суммы задолженности, который определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика (том 1 л.д. 80, 118-119).
За ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом начислен транспортный налог в размере 7310 рублей, направлено требование об уплате налогов, сборов, взносов и пени от ДД.ММ.ГГГГ. № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 15 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Терентьева Е.А. указанной суммы задолженности, который определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика (том 1 л.д. 80, 121).
За ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом начислен транспортный налог в размере 2171 рубль 25 копеек, направлено требование об уплате налогов, сборов, взносов и пени от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81).
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С административным исковым заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций за ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган не обращался.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабрь 2017 г № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно части 3 статьи 12 этого же федерального закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Для целей статьи 12 данного федерального закона под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания недоимки по транспортному налогу, начисленной Терентьеву Е.А. за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15461 рубль 25 копеек, пени в размере 1649 рублей 06 копеек безнадежными к взысканию. При этом исходил из того, что изменение срока уплаты налога (по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ.) не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и в результате не влияет на дату образования задолженности.
Вывод суда первой инстанции в части признания недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ безнадежной к взысканию является правильным, в полной мере согласуется с установленными по делу обстоятельствами и приведенными выше законоположениями.
Руководствуясь положениями статей 112, 114 КАС РФ суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для возврата Терентьеву Е.А. расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указание в апелляционной жалобе Управления ФНС России по Самарской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком по административному делу, права и законные интересы административного истца не нарушало, на правильность выводов суда о признании безнадежной ко взысканию задолженности не влияет.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Самарской области, утвержденного ФНС России 1 апреля 2015 г., Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы в Самарской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно пункту 6.1.1 Положения Управление осуществляет контроль и надзор (в том числе проверки) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 7 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Лазарев Р.Н. адм. дело № 33а-3845/2023
УИД: 63RS0040-01-2022-007840-43
Дело № 2а-5199/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
28 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Лёшиной Т.Е. и Ромадановой И.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика по доверенности УФНС России по Самарской области Лазарева Р.С., представителя административного ответчика по доверенности МИ ФНС России № 21 по Самарской области Горшковой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней.
Председательствующий:
Судьи: