20 июля 2020 года г. Белгород.
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Долженко Е.В.,
при секретаре Усиковой Я.А.,
с участием представителя истца Ермакова С.В. – Усковой Е.А., третьих лиц Мишурова А.В., Мишурова В.Н. В отсутствие представителя ответчика администрации г. Белгорода,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова Сергея Васильевича к администрации г. Белгорода о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
На основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 1 ноября 2018 г. Ермакову В.М. был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, площадью 2000 кв.м., по адресу: <адрес>
Согласно архивной выписке № от 28 марта 2019 г. Протоколом № 1 заседания исполкома Белгородского городского Совета депутатов трудящихся от 19 января 1973 г. № № «О присвоении наименований улицам г. Белгорода в связи с расширением городской черты» ул. Чапаева переименована в ул. Юбилейная.
Родителями Ермакова С.В. являлись ЕАВ. и ЕАВ
ЕАВ. умер 20 февраля 1994 г. После его смерти наследниками первой очереди являлись: жена - ЕАВ., сын – Ермаков С.В.
После смерти отца ЕАВ фактически истец принял наследство.
26 июня 1998 г. умерла ЕАВ
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 мая 2019 г. исковые требования Ермакова С.В. к администрации г. Белгорода о включении земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования удовлетворен. Постановлено:
- включить земельный участок № <адрес>, кадастровый номер № в наследственную массу, после смерти ЕАВ умершего 20 февраля 1994 г.;
- признать за Ермаковым С.В. право собственности на земельный участок, площадью 2000 кв.м., кадастровый номер № по адресу: г. <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ЕАВ., умершего 20 февраля 1994 г.
Согласно выписки из ЕГРН от 20 августа 2019 г. истец Ермаков С.В. является собственником земельного участка № <адрес>, кадастровый номер №
Единственным неоформленным имуществом, входящим в наследственную массу является спорный жилой дом.
Дело инициировано иском Ермакова С.В., уточнив который в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, он просил признать право собственности на жилой дом реконструированный за счет самовольных построек под лит. А1 и лит. а1, общей площадью 85 кв.м., в том числе жилой 48,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ЕАВ., умершей 26 июня 1998 г.
В судебном заседании представитель истца Ермакова С.В. – Ускова Е.А. исковые требования поддержала.
Третьи лица Мишурова А.В., Мишурова В.Н. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска.
В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие принятия наследства, произведение реконструкции дома, отсутствие нарушение прав и законных интересов граждан, угрозы их жизни и здоровью в результате произведенной реконструкции жилого дома.
В соответствии со ст. 1 ГрК Российской Федерации реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии со ст. 51 ГрК Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
<адрес> на сегодняшний день имеет признаки самовольной постройки.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 30 ЖК Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
ЕАВ. и ЕАВ осуществляли реконструкцию жилого дома путем пристроек к нему жилой пристройки под лит. А1 площадью 34,3 кв.м. и пристройки под лит а1 площадью 5,8 кв.м.
Родителями Ермакова С.В. являлись ЕАВ. и ЕАВ
ЕАВ. умер 20 февраля 1994 г. После его смерти наследниками первой очереди являлись: жена - ЕАВ., сын – Ермаков С.В.
После смерти отца ЕАВ. фактически истец принял наследство.
26 июня 1998 г. умерла ЕАВ. (мать истца).
Единственным наследником является Ермаков С.В.
Согласно техническому паспорту от 03 октября 2018 г. на возведение построек под лит. А1, лит. а1- разрешение не предъявлено.
Ввиду сложившихся обстоятельств, у истца нет возможности во внесудебном порядке оформить право собственности на жилой дом.
Согласно ответу Управления административной технической инспекции Администрации г. Белгорода от 26 декабря 2019 года №№ указано, что в силу п.1.1 ч.17 ст. 51 ГрК Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 51.1 ГрК Российской Федерации в целях узаконивания реконструкции жилого дома необходимо обратиться с уведомлением о планируемой реконструкции с приложением требуемых документов, что и было в последующем сделано истцом.
27 декабря 2019 г. Ермаковым С.В. было получено уведомление о несоответствии параметров указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, а именно:
- пристройка к жилому дому, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес>, проектируется с нарушением правил землепользования, а именно до границы смежного земельного участка менее 3 м.
Данное домовладение существует много лет, претензий от соседей по порядку пользования никогда не поступало, существующий отступ менее 3 м. до смежной границы не создает препятствия в пользовании смежным земельным участком, что подтвердили третьи лица.
В судебном заседании смежные сособственники Мишуров А.В., Мишуров В.Н. не возражали против удовлетворения иска и сохранении дома в реконструированном состоянии.
Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» постройка под лит. а1 и под лит. А1 к жилому дому, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с Заключением по результатам обследования основных строительных конструкций в габаритах объекта ИЖС по адресу: г. <адрес> от 21 ноября 2019 года установлено, что обследованные пристройки под лит. а1 и лит. А1 к жилому дому соответствуют требованиям действующих норм, регламентирующих строительную деятельность. Техническое состояние вышеуказанных пристроек следует считать работоспособным, не препятствующим их эксплуатации по назначению. Обследованные пристройки под лит а1 и лит. А1 к жилому дому по адресу: <адрес> не создают препятствий в пользовании прилегающими строениями, сооружениями, дорогами, проездами, пешеходными дорожками и инженерными коммуникациями, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, не оказывают негативного влияния на жилой дом, к которому они пристроены.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Доказательства того, что указанная постройки нарушают права и законные интересы других лиц, суду не представлены.
В силу ст.35 ч.3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны.
Самовольные строения возведены на земельном участке, предназначенном для эксплуатации жилого дома с бытовыми и хозяйственными постройками.
Ответчиком не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов граждан и создания угрозы их жизни и здоровью в результате возведенных самовольных построек.
Согласно ч. 1 ст. 1110 ГК Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ч. 1 ст. 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Ермаков С.В. принял наследство после смерти матери ЕАВ, умершей 26 июня 1998 года.
Истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие в совокупности наличие всех необходимых условий для признания права собственности на реконструированный жилой дома за счет самовольных постройки под лит.а1 и лит. А1.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые она ссылается как на основание своих требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ермакова Сергея Васильевича к администрации г. Белгорода о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом в порядке наследования по закону, удовлетворить.
Признать за Ермаковым Сергеем Васильевичем право собственности на реконструированный жилой дом, общей площадью 85 кв.м., в том числе жилой 48,1 кв.м. с учетом самовольных построек под Лит. А1 и лит а1, расположенный по адресу<адрес> в порядке наследования по закону после смерти ЕАВ, умершей 26 июня 1998 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.