Дело № 2-1606/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 17 ноября 2022 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Насыровой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,
с участием представителя истца Беляевой С.А. – Хамитовой Л.С.,
представителя ответчика Акиловой В.А. – адвоката Якуповой Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой ФИО20 к Акиловой ФИО21, Лобода ФИО22, Макаровой ФИО23, Богдановой ФИО24 об установлении факта принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Беляева С.А. обратилась в суд с указанным иском, с учетом уточнений, мотивируя тем, что она является наследником первой очереди по закону после смерти матери Кудисовой В.В. После смерти матери наследниками первой очереди по закону также являются: её отец Кудисов А.Г. (умер 24 января 2022 года), её родная сестра Акилова В.А., её родная сестра Лобода Т.А. (умерла 13 июня 2014 года). После смерти сестры Лобода Т.А. ее наследниками являются трое детей: Лобода Р.С., Макарова Е.С., Богданова Ю.С. Наследственным имуществом после смерти матери является ? доля квартиры, с кадастровым номером <№>, площадью ... кв.м, расположенная по адресу: <адрес обезличен>. Данная ? доля квартиры принадлежала Кудисовой В.В. на праве собственности. После смерти матери в 2013 году наследственное дело не заводилось. Кто-либо из наследников с заявлением о принятии наследства не обращались. На момент смерти матери в вышеуказанной квартире проживал только её отец Кудисов А.Г. и зарегистрирована в квартире была Акилова В.А. Дочери – она, Акилова В.А., Лобода Т.А. в квартире на момент смерти матери не проживали, так как к тому времени вышли замуж и проживали отдельно от родителей. Дочери умершей – она и Акилова В.А. подали заявления 12 апреля 2022 года о принятии наследства после смерти матери. Наследство после смерти матери истец приняла в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, вступила во владение и пользование её вещами, предметами домашнего обихода, а именно забрала себе: ножную швейную машинку, постельное белье, одеяла, подушки, книги, фотографии, одежду (Норковую шапку, пуховик, кофты, которые носит до сих пор), таким образом фактически приняла часть наследства.
Просит установить факт принятия ей наследства после смерти матери Кудисовой В.В., <дата обезличена> года рождения, умершей <дата обезличена> года.
При надлежащем извещении истец Беляева С.А., ответчики Акилова В.А., Лобода Р.С., Макарова Е.С., Богданова Ю.С., третье лицо нотариус нотариального округа Мелеузовский район и город Мелеуз Республики Башкортостан Сергейчук О.А. в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца Хамитова Л.С. исковые требования своего доверителя Беляевой С.А. поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Акиловой В.А. – адвокат Якупова Л.Т. исковые требования не признала, указала, что для подтверждения факта принятия наследства показаний свидетелей не достаточно. Акилова В.А. также получила от отца вещи матери и пользовалась ими. После смерти Кудисовой В.В. Беляева С.А. не претендовала на принятие наследства. Беляева С.А. не могла претендовать на наследство после смерти Кудисовой В.В., поскольку
родители еще при жизни наделили истицу жильем – однокомнатной квартирой по адресу: <адрес обезличен>. Их бабушка Подрядова А.Ф. вселилась в квартиру по адресу: <адрес обезличен>, а взамен передала Беляевой С.А. в собственность свою указанную выше однокомнатную квартиру по родственному обмену. Поэтому их родители считали и говорили им, что Беляеву С.А. они обеспечили жильем, а после них квартира останется Акиловой В.А. и сестре Лобода Т.А. (матери Лобода
Р.С., Макаровой Е.С. и Богдановой Ю.С.). Акилова В.А. одна из детей не имеет собственного жилья, хотя имела право участвовать в приватизации спорной квартиры, но по просьбе родителей не участвовала в приватизации. В установленный законом срок Беляева С.А. не совершала никаких действий по
вступлению в наследство.
В судебном заседании свидетель Беляев А.П. показал, что он является супругом Беляевой С.А. Ему известно, что после смерти тещи Кудисовой В.В. её муж Кудисов А.Г. отдал Беляевой С.А. личные вещи Кудисовой В.В. После 40 дней Беляева С.А. взяла серьги, швейную машинку, пуховик, принадлежащие Кудисовой В.В. Пуховик Беляева С.А. до сих пор носит на работе.
В судебном заседании свидетель Фаткина Т.В. показала, что она являлась сожительницей отца Беляевой С.А. - Кудисова А.Г. С его слов ей известно, что Кудисов А.Г. после 40 дней после смерти Кудисовой В.В. отдал Беляевой С.А. швейную машинку, которая принадлежала Кудисовой В.В.
В судебном заседании свидетель Кочетыгова И.В. показала, что она является подругой и коллегой Беляевой С.А. Ей известно, что Беляева С.А. после смерти матери Кудисовой В.В. после 40 дней, взяла серьги, пуховик, унты, норковую шапку, швейную машинку принадлежащие Кудисовой В.В. Пуховик Беляева С.А. до сих по носит на работе.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства (п.5 ст.1118 ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 1152, 1154, 1155 ГК РФ принятие наследства выражается в фактическом вступлении наследника во владение наследственным имуществом и в подаче нотариальному органу заявления о принятии наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из разъяснений, изложенных в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Совершение действий, направленных на принятие наследства, в отношении наследственного имущества, данному наследнику не предназначенного (например, наследником по завещанию, не призываемому к наследованию по закону, в отношении незавещанной части наследственного имущества), не означает принятия причитающегося ему наследства и не ведет к возникновению у такого лица права на наследование указанного имущества.
Согласно п. 36 указанного Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. №9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Судом установлено, что Кудисова В.В., <дата обезличена> года рождения, и Кудисов А.Г., <дата обезличена> года рождения, являются родителями Беляевой С.А., <дата обезличена> года рождения, Лобода Т.А., <дата обезличена> года рождения, Акиловой В.А., <дата обезличена> года рождения.
Кудисова В.В. умерла <дата обезличена> года, что подтверждается свидетельством о смерти <№> от 13 февраля 2013 года.
После смерти Кудисовой В.В. наследниками по закону являлись супруг Кудисов А.Г., и дети Беляева С.А., Лобода Т.А., Акилова В.А., однако, наследственное дело не заводилось.
Лобода Т.А., умерла <дата обезличена> года.
Кудисов А.Г. умер <дата обезличена> года, что подтверждается свидетельством о смерти <№> от 25 января 2022 года.
Наследственное имущество Кудисовой В.В. состоит из ? доли квартиры, с кадастровым номером <№>, площадью ... кв.м, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно справке ООО «ЖРЭУ-2» <№> от 12 сентября 2022 года, ко дню смерти Кудисовой В.В. совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы были Кудисов А.Г. и Акилова В.А.
Установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Кудисовой В.В., истек 9 августа 2013 года.
После смерти Кудисовой В.В., умершей 9 февраля 2013 года, заведено наследственное дело <№>. С заявлениями о принятии наследства обратились 12 апреля 2022 года Акилова В.А., 23 мая 2022 года Беляева С.А.
Беляева С.А. указала, что в установленный законом шестимесячный срок приняла предметы домашнего обихода, а именно ножную швейную машинку, одежду (норковую шапку, пуховик), сапоги, серьги, оставшиеся после смерти Кудисовой В.В., тем самым совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Данный факт подтвердили свидетели.
Таким образом, требования Беляевой С.А. об установлении факта принятия наследства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беляевой ФИО25 к Акиловой ФИО26, Лобода ФИО27, Макаровой ФИО28 Богдановой ФИО29 об установлении факта принятия наследства удовлетворить.
Установить факт принятия Беляевой ФИО30 наследства, оставшегося после смерти Кудисовой ФИО31, умершей <дата обезличена> года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.И. Насырова
В окончательной форме решение принято 21 ноября 2022 года.