66RS0007-01-2023-008551-85 <данные изъяты>
Дело № 2-1080/2024 Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н., при секретаре судебного заседания Кокотаевой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Веры Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ермакова В.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, перерасчете размера пенсии.
В обоснование иска указано, что Ермакова В.В. обратилась в ОСФР по Свердловской области с заявлением о перерасчете пенсии. Решением ответчика ей было отказано в перерасчёте пенсии в связи с отсутствием права. Ермакова В.В. с 01.06.2013 (с 50 лет) является получателем социальной (государственной) пенсии по старости, назначенной досрочно в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер пенсии на дату назначения составлял 8 492 руб. 41 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона № 166-ФЗ, социальная пенсия по старости гражданам, указанным в п.п. 10 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ, устанавливается в размере 200 процентов размера социальной пенсии (в 2013 году – 4 246 руб. 21 коп.). На 01.06.2022 размер пенсии истца с учетом индексаций составил 15 927 руб. 06 коп. С 01.04.2023 размер пенсии истца с учетом индексаций составил 16 452 руб. 66 коп.
Истец полагает, что решением ответчика ей было необоснованно отказано в перерасчете пенсии. С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях», коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Размер пенсии истца на дату назначения составлял 8 492 руб. 41 коп. Согласно приложению № 2 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», коэффициент повышения размера фиксированной выплаты рассчитывается следующим образом:
8 492 руб. 41 коп. (размер пенсии на дату назначения) * 1,36 (коэффициент повышения размера фиксированной выплаты за 60 месяцев) = 11 549 руб. 67 коп. (размер пенсии). Таким образом, размер пенсии истца на дату назначения должен был составлять 11 549 руб. 67 руб., что на 3 057 руб. 26 коп. меньше.
На основании изложенного Ермакова В.В. просит: признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 26.04.2023 - незаконным в части отказа в перерасчете размера пенсии; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность произвести перерасчет размера пенсии Ермаковой В.В. с учетом коэффициента повышения размера фиксированной выплаты с даты назначения - с 01.06.2013.
Представитель истца Касаткин М.О. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Истец Ермакова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель ответчика ОСФР по Свердловской области Померанец Н.В. в судебном заседании возражала против исковых требований. Суду пояснила, что истцу пенсия назначена по Закону № 166-ФЗ. Применение повышающих коэффициентов, установленных Законом № 400-ФЗ, невозможно. Просит в удовлетворении иска отказать.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах судом определено рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Ермакова В.В. с 01.06.2013 является получателем пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ).
Согласно параграфу 2 пункта 1 статьи 17 Закона № 166-ФЗ размер пенсии гражданам, указанным в подпунктах 4-10 пункта 1 статьи 10 Закона № 166-ФЗ, составляет 200 процентов размера социальной пенсии. Таким образом, в соответствии с указанной нормой размер пенсии Ермаковой В.В. на 01.04.2023 составляет 16 452 руб. 65 коп. (из расчета 8 226 руб. 32 коп. с районным коэффициентом 1,15 х 200 %).
25.07.2023 Ермакова В.В. обратилась в ОСФР по Свердловской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Решением об отказе в назначении пенсии от 08.10.2023 № истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ, поскольку Отделением сделан выбор в пользу наиболее выгодного пенсионного обеспечения (расчет размера пенсий сделан на 25.07.2023).
Так, размер страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ в сумме составил 9 681 руб. 57 коп., в том числе, размер страховой пенсии составил 2 114 руб. 24 коп., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 7 567 руб. 33 коп.
При этом размер государственной пенсии по старости в соответствии со статьей 10 Закона № 166-ФЗ (как гражданину, переселившемуся из зоны с правом на отселение в связи с аварией на ПО «Маяк») составил 16 452 руб. 65 коп.
Разъяснения размера пенсии и порядка его расчета даны Ермаковой В.В. в ответе на запрос от 06.04.2021 №л от 26.04.2023.
Таким образом, при назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ, а фактически при переходе с одного вида пенсии на другой, существенно нарушается пенсионное право истца, поскольку размер страховой пенсии по старости значительно ниже размера назначенной ей ранее государственной пенсии по старости.
По требованию о перерасчете размера пенсии Ермаковой В.В. с учетом коэффициента повышения размера фиксированной выплаты судом установлено, что перерасчет страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с нормами Закона № 400-ФЗ, может производиться в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 400- ФЗ в следующих случаях:
- увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) за периоды до 1 января 2015 года;
- увеличение суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
- увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Вместе с тем, при подтверждении факта уплаты страховых взносов за указанные периоды, размер пенсии может быть откорректирован (т. е. пересчитан) в сторону увеличения. Указанные выше нормы применимы к страховым пенсиям, назначенным в соответствии с Законом № 400-ФЗ.
Коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона № 400-ФЗ определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе, досрочно), но не ранее чем с 01.01.2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01.01.2015 года до дня ее восстановления, либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно Приложению 2 к Закону № 400- ФЗ.
Подобная норма, регулирующая правоотношения, установленные нормами Закона № 166-ФЗ, отсутствует. Установление пенсии с учетом повышающего коэффициента предусмотрено только нормами Закона № 400-ФЗ. Нормами Закона № 166-ФЗ повышающие коэффициенты не предусмотрены.
В данном случае истец ошибочно трактует нормы законодательства, полагая, что при назначенной ей пенсии в соответствии с Законом № 166-ФЗ по государственному пенсионному обеспечению, для увеличения размера пенсии подлежат применению нормы Закона № 400-ФЗ.
Поскольку нарушений прав истца в настоящее время судом не установлено, размер пенсии рассчитан ответчиком верно, соответственно, оснований для перерасчета размера пенсии не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Ермаковой В.В. к ОСФР по Свердловской области о признании решения незаконным, перерасчете размера пенсии являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермаковой Веры Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, перерасчете размера пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных