Судебный акт #1 (Определения) по делу № 7-611/2022 от 17.10.2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2022 года № 7-611/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолковой У.Н. на решение судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 14.09.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования поселок Чагода «Чагодаводоканал»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолковой У.Н. от 29.11.2021 № 08-02-20/2021-262-03 муниципальное унитарное предприятие муниципального образования поселок Чагода «Чагодаводоканал» (далее – МУП «Чагодаводоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, защитник МУП «Чагодаводоканал» Федорик А.И. обратился в суд с жалобой, в которой, просил постановление должностного лица отменить. Указал, что должностным лицом допущены многочисленные процессуальные нарушения, которые являются основанием для признания проведенной экспертизы недопустимым доказательством, а постановления должностного лица незаконным.

Решением судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 14.09.2022 жалоба представителя МУП «Чагодаводоканал» Федорика А.И. удовлетворена. Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолковой У.Н. от 29.11.2021 № 08-02-20/2021-262-03 отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ в отношении МУП «Чагодаводоканал» прекращено.

В жалобе государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолкова У.Н., ссылаясь на доказанность вины МУП «Чагодаводоканал» в совершении административного правонарушения, просит решение судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Указывает, что сброс сточных вод через выпуск МУП «Чагодаводоканал» оказал негативное влияние на качество воды в водном объекте.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолкова У.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с постановлением о назначении административного наказания, МУП «Чагодаводоканал» вменено нарушение части 4 статьи 35, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, а именно осуществление в декабре 2020 года, июне 2021 года, 05.08.2021, 02.09.2021 сброса сточных вод через выпуск №1 в реку Чагодоща (Чагода) с превышением установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).

Приведенные административным органом нормы права, изложенные в части 4 статьи 35, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, возлагают на водопользователя обязанность по соблюдению нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов устанавливаются в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимого сброса являются нормативами сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В материалах дела отсутствуют данные об установлении и нарушении МУП «Чагодаводоканал» нормативов допустимого воздействия и сбросов в реку Чагодоща (Чагода).

Фактически МУП «Чагодаводоканал» инкриминировано нарушение установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.Данные нормативы допустимых концентраций вредных веществ установлены в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» только для водных объектов рыбохозяйственного значения, а не для сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

МУП «Чагодаводоканал» осуществляет сброс поверхностных сточных вод в реку Чагодоща (Чагода) через выпуск № 2 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №35-08.01.02.001-Р-РСВХ-С-2018-04292/00 от 19.09.2018.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (дренажных) вод должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных (дренажных) вод.

Пунктом 12 раздела 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование №35-08.01.02.001-Р-РСВХ-С-2018-04292/00 от 19.09.2018 определено, что вода в реке Чагодоща (Чагода) в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: взвешенные вещества 10 мг/л; БПК5 – 3 г/м3; Аммоний – ион – 0,5 г/м3; Сульфат – ион – 100 г/м3; Хлорид-анион – 300 г/м3; Нефтепродукты – 0,05 г/м3; Железо – 0,1 г/м3; Нитрит-анион 0,08 г/м3; Нитрат-анион – 40 г/м3; Фосфат-ион (р) – 0,2 г/м3.

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ в водных объектах).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Для привлечения МУП «Чагодаводоканал» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ административному органу следовало доказать нарушение правил водопользования МУП «Чагодаводоканал», которое повлекло за собой превышение в водах реки Чагодоща предельно допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности причинной связи между водопользованием МУП «Чагодаводоканал» и нарушением предельно допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, так как экспертной оценки была подвергнута не вода в р. Чагодоща в месте сброса сточных вод через выпуск № 1 МУП «Чагодаводоканал», а сама сточная вода, для которой нормативы допустимого сброса не установлены.

Указанные выводы суда первой инстанции являются правильными.

Доводы жалобы должностного лица правильность выводов судьи городского суда не опровергают и направлены на неправомерное отождествление понятий «нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» с «нормативами допустимых сбросов сточных вод».

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного значения характеризует его максимально допустимую концентрацию в воде, при которой в водном объекте не возникают последствия, снижающие его рыбохозяйственную ценность (в ближайшее время и в перспективе) или затрудняющие его рыбохозяйственное использование при постоянстве этой концентрации в воде водного объекта (пункт 2.1 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 № 695, абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимого сброса являются нормативами сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Таким образом, «нормативы допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» определяют требования к составу воды непосредственно в самих водных объектах рыбохозяйственного значения, а «нормативы допустимого сброса» характеризует объем или массу химических веществ, содержащихся в составе сточных вод.

Поскольку норматив допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не определяет объем или массу химических веществ в сточных водах, то само по себе несоответствие сточной воды МУП «Чагодаводоканал» данным нормативам не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Различная точка зрения судьи районного суда и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм законодательства об административной ответственности сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра решения с ухудшением положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 14.09.2022 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пахолковой У.Н. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Е.Г. Медведчиков

7-611/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МУП "Чагодаводоканал"
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Медведчиков Евгений Геннадьевич
Статьи

ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--vld.sudrf.ru
18.10.2022Материалы переданы в производство судье
31.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Дело оформлено
02.11.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее