Дело N 2 – 708/2023 УИД 76RS0022-01-2023-000189-70
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
“ 17 ” марта 2023
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
Председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
С участием прокурора Щепина В.О.,
При секретаре Кругловой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
и.о. заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «<данные изъяты>» об обязании организации места (площадки) накопления ТКО,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Заволжского района г. Ярославля по обращению Курматовой О.А., проживающей по адресу: <адрес>, проведена проверки соблюдения законодательства в области отходов производства и потребления (ТКО).
И.о. прокурора Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском к ТСЖ «<данные изъяты>» об обязании организации места (площадки) накопления ТКО (л.д. 4 - 9).
В судебном заседании Щепин В.О. иск поддержал. Просил обязать ТСЖ «<данные изъяты>» в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу организовать, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области отходов производства и потребления, место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для многоквартирного жилого дома <адрес>. Требования обосновывал тем, что ответчик не исполняет своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Представители третьих лиц мэрии г. Ярославля – Сафонова А.И., территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля – Калугина А.В., иск подержали.
Представитель ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» – Судья П.Л. по иску возражал, т.к. считает его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Материалами дела установлены, а участниками процесса не оспаривались, следующие факты:
- многоквартирный жилой <адрес> управляется, в том числе по вопросу содержания и ремонта общего имущества, силами ТСЖ «<данные изъяты>»;
- многоквартирный жилой дом не имеет зарегистрированного, в установленном законом порядке, места (контейнерной площадки) для ТКО;
- силами ТСЖ «<данные изъяты>» установлен в границах магистральной улицы районного значения – <адрес> (географические координаты 57.629625*; 39,955773*) один контейнер для сбора ТКО на землях муниципальной собственности без оформления разрешительной документации и надлежащего обустройства контейнерной площадки.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Положениями п. 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ за № 491 от 13.08.2006 (далее Правила за № 49)1.
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подп. «е» п. 2 Правил за № 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подп. «д (2)» п. 11 Правил за № 491).
Суд также принимает во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 за № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», которым разъяснено, что на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
Согласно положениям п.п. 2.1, 2.2. Устава ТСЖ «<данные изъяты>», товарищество создается для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в МД. Предметом деятельности Товарищества является, в том числе, управление и обеспечение обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества в МД.
Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ «<данные изъяты>» является надлежащим ответчиком по требованиям о возложении обязанности по организации, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области отходов производства и потребления, места накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для многоквартирного жилого дома.
Представитель ответчика пояснил, что размер, конфигурация и наполняемость элементами малых архитектур придомового земельного участка не позволяет организовать на нем место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для многоквартирного жилого дома.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ сторона ответчика не представила в суд каких-либо доказательств вышеуказанного довода.
Третье лицо территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля, в свою очередь, представило в суд фрагмент топографического плана города, с указанием границ земельных участков МД за №№ и № по <адрес>, согласно которому имеется возможность организации на придомовом земельном участке ответчика места накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для многоквартирного жилого дома.
При этом возможная недостаточность площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, не может послужить препятствием для решения вопроса по организации места (площадки) накопления ТКО, но уже за счет муниципальных земель и с обязательным проведением последовательных согласительных процедур.
Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд находит иск и.о. заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «<данные изъяты>» об обязании организации места (площадки) накопления ТКО законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления отходов», ст. 162 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199, 204, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о. заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «<данные изъяты>» об обязании организации места (площадки) накопления ТКО удовлетворить.
Обязать ТСЖ «<данные изъяты>» (ИНН №, ОГРН №) в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу организовать, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области отходов производства и потребления, место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для многоквартирного жилого дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.
Судья Л.Л. Добровольская