Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-355/2024
УИД 37RS0016-01-2024-000408-43
30 мая 2024 года г.Пучеж
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Суворовой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Пучежского района Ивановской области Лушиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2024 года в г.Пучеж Ивановской области гражданское дело по иску прокурора Пучежского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №1 «Ромашка» об обязании разработать и утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №1 «Ромашка» об обязании разработать и утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В исковом заявлении прокурор ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению ответчиком законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в дошкольных образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что приказом заведующей МДОУ д/с №1 «Ромашка» №59 от 27.07.2022 утвержден Паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования. В соответствии с разделом 3 Паспорта состояние доступности объекта оценивается как доступно частично, избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью), что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте всех категорий инвалидов. Разделом 4 Паспорта определены управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства, а именно установлен перечень работ для всех категорий инвалидов. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства план мероприятий (дорожная карта) по проведению работ для обеспечения доступности всех зон и помещений здания дошкольной образовательной организации для всех категорий инвалидов не утвержден, что нарушает права неопределенного круга лиц из числа инвалидов на гарантированные государством условия доступности объекта и услуг в сфере образования.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.
В судебное заседание представители ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Ромашка», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, администрации Пучежского муниципального района Ивановской области не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
В заявлении суду представитель ответчика указал о признании иска прокурора, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители третьих лиц в заявлениях просили о рассмотрении дела без их участия.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пучежского района Лушина Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Просила иск удовлетворить. Дополнила, что до настоящего времени ответчиком не разработан и не утвержден требуемый план.
Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее также - Федеральный закон №419-ФЗ) положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона №419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
В соответствии с пунктом 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 №599.
В соответствии с п.п.«в» п.3 Правил Планы мероприятий утверждаются местными администрациями.
В целях исполнения приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Министерством образования и науки РФ разработано письмо от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования". Данное письмо носит рекомендательный характер, вместе с тем в нем указано, что организациям, подведомственным Минобрнауки России необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности. В приказе №1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае, если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы. Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту".
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг не утвержден Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области.
Судом установлено, что на основании решения и.о. прокурора Пучежского района от 24.04.2024 №№ проведена проверка <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, МДОУ д/с №1 «Ромашка», <данные изъяты> в сфере исполнения законодательства о соблюдении законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в образовательной организации (л.д.10). В ходе проверки прокуратурой установлено, что в МДОУ д/с № «Ромашка» имеется паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденный приказом заведующей МДОУ д/с №1 «Ромашка» Морозовой О.В. №59 от 27.07.2022. Указанный Паспорт в администрации Пучежского муниципального района не утверждался (л.д.12, 13-22). Плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации у ответчика не имеется.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения, которой закреплена законодательством Российской Федерации. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни. Все граждане, независимо от наличия ограниченных возможностей организма, имеют равные права на получение образования.
Игнорирование ответчиком указанных требований в сфере социальной защиты нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма на получение образования в равных условиях с другими гражданами.
Выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства являются следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами организации требований действующего законодательства и требуют принятия со стороны руководства мер организационного характера, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем указанных нарушений закона.
Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, доказательствами, приведенным выше, которые суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для принятия решения по делу. Кроме того, представитель ответчика в заявлении суду указал о признании иска. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. оно соответствует закону, не нарушает права третьих лиц.
Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат безусловному устранению в порядке, установленном законом, являлись основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Прокурором заявлено требование об обязании ответчика устранить выявленные нарушения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок достаточный, разумный, учитывая объем и характер заявленных исковых требований.
Учитывая вышеизложенное, требования истца к суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ромашка» (<данные изъяты>) в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись М.В.Киселева
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024 года