Дело № 12-54/2023 Мировой судья – Селезнева И.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Кандалакша |
29 августа 2023 года |
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Пухов М.О., рассмотрев жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой Валентины Игоревны на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района Мурманской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 20 июня 2023 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района Мурманской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 20 июня 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Ресурс» (далее – МУП «Ресурс», Предприятие) Леоненко А.В. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, начальник отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовикова В.И. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье.
В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое постановление является незаконным, мировым судьей при рассмотрении дела неправильно применены нормы права.
Ссылается на то, что установленная частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не устранена и не смягчена.
Полагает, что изменение редакции статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», применяемой к отчетным периодам с 01 января 2023 года, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную законом обязанность по представлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды 2022 года, истекшие до 01 января 2023 года.
В судебное заседание не явились лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Леоненко А.В., представитель административного органа, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу примечания к указанной статье административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (в редакции Федерального закона от 07 октября 2022 года № 379, действовавшей на дату инкриминируемого административного правонарушения) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При этом, сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, которая утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 103п (документ утратил силу с 01 января 2023 года).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ устанавливает права и обязанности страхователя, в число которых входит обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в отношении директора МУП «Ресурс» Леоненко А.В. 22 мая 2023 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в установленный срок – до 17 октября 2022 года Предприятие не предоставило сведения по форме СЗВ-М (Исходная) за сентябрь 2022 года. Необходимые сведения были представлены 25 октября 2022 года.
Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении прекратил производство по указанному делу по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной норме производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
При этом мировой судья исходил из того, что Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2022 года), содержит норму, улучшающую положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Однако с постановлением мирового судьи и содержащимися в нем выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Так, с 01 января 2023 года пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, содержащий требования о предоставлении страхователями сведений в соответствующие подразделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исключен из текста указанного федерального закона. Вместе с тем, установлены иные сроки и порядок предоставления таких сведений.
В пунктах 1, 2, 3-6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2023 года, определены порядок, сроки предоставления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице.
Норма части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2016 года № 2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Из системного анализа положений Федерального закона № 27-ФЗ в редакциях, действовавшей до 1 января 2023 года и действующей с 1 января 2023 года, следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена, напротив, статьей 15 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть, установленном, в том числе, статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Норма части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, является действующей, не утратившей силу.
Вместе с тем, мировым судьей при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления вопреки указанным выше положениям применены положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон № 237-ФЗ не отменяет административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения» утверждена форма предоставляемых сведений в отношении зарегистрированного лица, а также порядок заполнения данной формы взамен формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), которая ранее представлялась страхователями в Пенсионный Фонд Российской Федерации ежемесячно.
Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.
Допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Леоненко А.В., законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление мирового судьи от 20 июня 2023 года по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, дело – возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год и он не истек.
При новом рассмотрении дела мировому судье следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района Мурманской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 20 июня 2023 года № 5-222/2023, вынесенное в отношении директора МУП «Ресурс» Леоненко А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Ресурс» Леоненко А.В. возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области.
Судья М.О. Пухов