Дело № 7/1-39/2021
РЕШЕНИЕ
05 февраля 2021 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Крук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Белогорский» Ревуцкого А.В., протест заместителя прокурора г. Белогорска Амурской области Волошиной И.С. на постановление судьи Белогорского городского суда Амурской области от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Швец А.В.,
установил:
постановлением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 09 декабря 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Швец А.В.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Белогорский» Ревуцкий А.В. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указала, что в действиях Швец А.В. имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку своими действиями она создаёт угрозу распространения новой коронавирусной инфекции.
Также на указанное постановление судьи заместителем прокурора г. Белогорска Амурской области Волошиной И.С. принесён протест.
В обоснование доводов протеста указала, что выводы судьи об отсутствии в действиях Швец А.В. состава административного правонарушения являются ошибочными.
Письменных возражений на доводы жалобы, протеста не поступило.
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель МО МВД России «Белогорский», прокуратуры г. Белогорска Амурской области, прокуратуры Амурской области, Швец А.В., в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участника судебного заседания, проверив доводы жалобы, протеста, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 19 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила), граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «г» п. 4 Правил при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Из приведенных норм следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора Амурской области от 27 января 2020 года № 10-р с 8 часов 00 минут 27 января 2020 года на территории Амурской области введён режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которая может повлечь ущерб здоровью людей.
В соответствии с пп. 4 п. 7 указанного распоряжения (в редакции распоряжения от 30 октября 2020 № 259-р, действующей на момент события правонарушения) на всех лиц, проживающих и (или) временно находящихся на территории Амурской области возложена обязанность обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Как следует из материалов дела, 02 декабря 2020 года в 15 часов 40 минут в помещении магазина «Виктория» по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Производственная, д. 2, Швец А.В. находилась на объекте розничной торговли без средства индивидуальной защиты (маски).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Швец А.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Швец А.В. состава вменяемого административного правонарушения судья Белогорского городского суда исходила из того, что с 30 октября 2020 года ограничения на нахождение в объектах розничной торговли без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов) сняты, и существуют в отношении мест массового пребывания людей, в то время как пребывание без гигиенической маски в местах массового пребывания людей Швец А.В. не вменяется.
Между тем, с данными выводами судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судьёй выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
По смыслу приведённых норм прекращение производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к его рассмотрению возможно, если обстоятельства, позволяющие установить предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ основания, заранее очевидны.
Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава такового в действиях лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, являются исследование обстоятельств, вменённых в вину лицу, привлекаемому к административной ответственности и оценка доказательств по делу об административном правонарушении, без анализа которых вынесение по делу решения о прекращении производства по делу является незаконным.
Прекращая в связи с отсутствием состава правонарушения производство по делу об административном правонарушении при проведении подготовки к его рассмотрению, судья городского суда вышеизложенные положения Кодекса не учла, в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения судьёй не исследовались, в том числе вопрос о возможности (невозможности) отнесения конкретного торгового объекта – магазина «Виктория», расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Производственная, д. 2, к числу мест массового пребывания людей не выяснялся, оценка имеющимся в деле доказательствам не давалась.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные судьёй процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Белогорского городского суда Амурской области от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Швец А.В. не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения Швец А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ составляет 3 месяца и по настоящему делу не истёк, дело подлежит возвращению в Белогорский городской суд на новое рассмотрение.
В связи с отменой постановления судьи и возвращением дела на новое рассмотрение в суд, доводы жалобы и протеста рассмотрению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Белогорского городского суда Амурской области от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Швец А.В. отменить.
Дело возвратить в Белогорский городской суд Амурской области на новое рассмотрение в ином составе суда.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда А.В. Крук