№2-1681/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-001377-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г.Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Даниловой О.А.,
при секретаре судебного заседания Чупраковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО9 о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в список, предоставлении земельного участка, третьи лица: ФИО10,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО11 о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик отказал в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у истца постоянной регистрации на территории Республики ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 указал, что решение ответчика является незаконным, поскольку документально подтвердил факт постоянного проживания на территории Республики ФИО2.
С учётом положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд признать решение администрации города ФИО2 Республики ФИО2 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанность по предоставлению земельного участка в собственность, включить в список организации учёта граждан имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2 в собственность бесплатно, а также направить список в Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 обязанность по включению его в сводный список, а также выполнения требований пункта 5 постановления Совета Министерства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.91).
В судебном заседании истец ФИО1 доводы, изложенные в иске, поддержал, просил суд требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что проживает в г.ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, семья переехала в г.ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ. Временная регистрация произведена по адресу войсковой части, а проживают в служебном помещении.
В судебное заседание представитель ответчика ФИО12 не явился, о дне слушания дела извещён надлежаще, причина неявки суду неизвестна. В письменных пояснениях представитель ответчика указал, что при подаче истцом заявления о предоставлении земельного участка, местом жительства истца и членов его семьи является жилое помещение, расположенное в <адрес>, между тем, закон субъекта предусматривает обязательное условие – постоянную регистрацию на территории Республики ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Республики ФИО2 на указанную дату, при условии отсутствия постоянной регистрации на территории другого субъекта Российской Федерации на указанную дату, отсутствует, соответственно, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д.102).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено ФИО13.
В судебное заседание представитель ответчика ФИО14 не явился, о дне слушания дела извещён надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация <адрес>.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о дне слушания дела извещён надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечён ФИО16.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о дне слушания дела извещён надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая сведения о размещении информации о рассмотрении дела на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики ФИО2 в сети Интернет (http://feodosiya.krm.sudrf.ru/), надлежащее извещение участников судебного разбирательства и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.
Распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N412-рп "О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих и членов их семей" в целях обеспечения социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членов их семей рекомендовано органам государственной власти <адрес>, Республики ФИО2 и <адрес> принять законодательные акты, устанавливающие в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления в собственность бесплатно военнослужащим и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность этих субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 174-рп, которым рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принять законодательные акты, устанавливающие в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления в собственность бесплатно военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а при отсутствии таких земельных участков - других земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Осуществлять предоставление земельного участка или иной меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 или 2 настоящего распоряжения в субъекте Российской Федерации, на территории которого военнослужащий, лицо, заключившее контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лицо, проходящее (проходившее) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющее специальное звание полиции, на день завершения своего участия в специальной военной операции были зарегистрированы по месту жительства, а при отсутствии такой регистрации - по месту пребывания.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2 или муниципальной собственности на территории Республики ФИО2, урегулирован Законом Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Статьёй 6.1 Закона №-ЗРК/2015, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось, что лица, указанные в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеют право на однократное внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики ФИО2, в собственность бесплатно.
Пункт 11 статья 4 указанного закона предусматривает, что право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2 или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют следующие категории совершеннолетних граждан Российской Федерации ветераны боевых действий, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> (далее - специальная военная операция), имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 2 статьи 6.1 Закона №-ЗРК/2015 устанавливает, что при определении права лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, на предоставление земельного участка не учитываются: период выполнения задач или участия в боевых действиях в ходе специальной военной операции; нуждаемость в предоставлении земельного участка или в улучшении жилищных условий; наличие иного земельного участка; наличие в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома; факт отчуждения земельного участка и (или) жилого помещения, в том числе жилого дома; нахождение гражданина в очереди на предоставление земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2, лицам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется исполнительным органом Республики ФИО2, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики ФИО2, при условии учета указанных лиц уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянной регистрации (постоянного проживания) на территории Республики ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лиц, указанных в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 настоящего Закона. Порядок учета лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, и предоставления им земельных участков устанавливается Советом министров Республики ФИО2 (часть 3 статьи 6.1 Закона №-ЗРК/2015).
Постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N1288 утверждён Порядок учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики ФИО2 (далее – Порядок учёта), в соответствии с пунктом 2.10 которого установлено, что основаниями для отказа в приеме заявления (в случае личного обращения заявителя (заявителей) или его (их) представителя (законного представителя) в уполномоченный орган местного самоуправления) и для возврата заявления (в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов почтовым отправлением) являются: представленные документы не подтверждают соответствие заявителя требованиям, указанным в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона (для заявителей, указанных в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона).
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФИО17 с заявлением о выделении земельного участка, как участнику Специальной Военной Операции, на что направлен ответ, в котором разъясняет положения части 1 статьи 4 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». В частности о необходимости наличия постоянной регистрации (постоянного проживания) гражданина на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-11).
По сведениям справки <данные изъяты> ФИО1, в должности начальника медицинской службы принимал участие в специальной операции на территории Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,15-21).
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение в соответствии с положениями пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.13).
ФИО1 имеет постоянную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Супруга истца также зарегистрирована по указанному адресу (л.д.22-39). На иждивении истца и его супруги имеются трое несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-44,57).
В обоснование требований истец указал, что факт его постоянного проживания подтверждается представленными доказательствами, однако ответчиком неправомерно отказано в предоставлении земельного участка.
Положениями статьи 4 Закона №-ЗРК/2015 предусмотрено право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2 или муниципальной собственности, в собственность бесплатно отдельным категориям граждан не только имеющих постоянную регистрацию на территории Республики ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, но и постоянное место жительства на указанную дату.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации, действующего от имени собственника жилого помещения, и ФИО1 заключён договор найма служебного помещения №, на основании которого истцу предоставлено служебное жильё, расположенное в г.ФИО2, на срок военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Истец, его супруга и несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, г.ФИО2, ФИО2 (л.д.45-49).
<данные изъяты> предоставлены сведения о том, что несовершеннолетние дети истца прикреплены к детской поликлинике г.ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. Имеют место периодические обращения, а также профилактический осмотр с указанного времени по ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты> в ответе на запрос суда указало, что несовершеннолетний ФИО18 обучается в школе с <данные изъяты> на основании приказа о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО19 обучается с <данные изъяты> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО20 с <данные изъяты> на основании приказа о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ №-у. Также указано, что оба родителя посещают родительские собрания.
Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец с заявлением о предоставлении земельного участка в рамках реализации Распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей» не обращался (л.д.114).
В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N5242-I).
Положения статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает обязанность граждан Российской Федерации в части регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания, по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (статья 2 названного закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами ФИО2 в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Исходя из вышеприведённых правовых норм в их системной взаимосвязи, право на получение меры социальной поддержки, связано не с фактом постоянной регистрации на территории Республики ФИО2, а с местом жительства истца на территории Республики ФИО2.
Факт постоянного проживания ФИО1 подтверждён представленными в судебное заседание доказательствами и не опровергнут стороной ответчиков, в связи с чем, требования о возложении на администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 обязанности включить ФИО1 в Список учёта граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2, в собственность бесплатно, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании решения ФИО21 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным удовлетворению не подлежат, поскольку из материалов дело установлено, что орган местного самоуправления отказ не принимал.
Также ФИО1 заявлены требования о предоставлении земельного участка в собственность. Однако положениями пункта 5 «Порядка учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики ФИО2», утверждённого Постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N1288, предусмотрен комплекс мероприятий по подбору земельных участков, разработке и утверждению документации, после чего Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 уведомляет орган местного самоуправления о возможности предоставления земельного участка гражданину в собственность, на которого также возложена обязанность по последующей подаче заявления (подпункты 5.8,5.9 пункт 5 Порядка учёта (5.8. Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 в течение 10 рабочих дней после утверждения соответствующего перечня земельных участков или внесения в утвержденный перечень изменений сообщает уполномоченному органу местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет о возможности предоставления гражданину определенного земельного участка (с указанием кадастрового номера, месторасположения, площади и вида разрешенного использования земельного участка) с целью информирования указанного гражданина о необходимости подачи заявления о предоставлении земельного участка; уполномоченный орган местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 информации, указанной в пункте 5.8, подпункте 2 пункта 5.23, подпункте 1 пункта 5.26 настоящего Порядка, уведомляет гражданина о возможности предоставления земельного участка (с указанием кадастрового номера, месторасположения, площади и вида разрешенного использования земельного участка) и необходимости подачи в Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 в течение 90 календарных дней со дня получения указанного уведомления заявления о предоставлении такого земельного участка, а также последствия отказа гражданина от реализации права на предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики ФИО2, в собственность бесплатно). Соответственно, требования о возложении обязанности на министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 выполнения требований пункта 5 постановления Совета Министерства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ обоснованы и подлежат удовлетворению.
Также суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ФИО22 обязанности по направлению списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность и возложения на ФИО23 по включению его в сводный список, поскольку Порядком учёта данные действия не предусмотрены.
Предоставление земельных участков, находящихся в собственности ФИО24 гражданам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, учтенным в соответствии с настоящим Порядком, осуществляется ФИО25 (пункт 1.3 Порядка учёта), в соответствии со Списком учёта граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2, в собственность бесплатно, сформированном в модуле автоматизированной информационной системы по ведению очередности граждан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к ФИО26, ФИО27 о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в список, предоставлении земельного участка, третьи лица: ФИО28, ФИО29 – удовлетворить частично.
Возложить на ФИО30 обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список учёта граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2, в собственность бесплатно.
Возложить на ФИО31 осуществить мероприятия, предусмотренные пунктом 5 «Порядка учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики ФИО2», утверждённого Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N1288, и уведомить ФИО32 ФИО2 о возможности предоставления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определенного земельного участка с целью информирования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о необходимости подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 года.
Председательствующий (подпись) О.А. Данилова
Копия верна
Судья
Секретарь