Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-25/2019 от 05.03.2019

Судья Могилевская Н.В. Дело № 12-25/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 21 марта 2019 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, П.И.Ю.,

защитника Афонина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника - адвоката Афонина А.А. на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 февраля 2019 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альба-Агро",

УСТАНОВИЛА:

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 февраля 2019 года ООО "Альба-Агро" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в отношении гражданина республики Узбекастан М.М.С.у.), и с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

ООО "Альба-Агро" признановиновным в нарушении требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а именно в том, что по состоянию на 30 июля 2018 года не исполнило обязанность по уведомлению в установленном порядке УМВД России по Ивановской области об использовании в 2018 году труда гражданина республики Узбекистан М.М.С.у. в качестве подсобного рабочего на объекте строительства общеобразовательной школы в п. Савино Ивановской области.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд,защитник ООО "Альба-Агро" - адвокат Афонин А.А., полагая, что постановление судьи районного суда вынесено формально, без определения и оценки имеющих существенное значение для разрешения дела обстоятельств, просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Альба-Агро" прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что вопрос о наличии либо отсутствии вины в действиях хозяйствующего субъекта, привлеченного к административной ответственности, надлежащим образом не разрешен, правовой анализ представленных доказательств отсутствует, принцип процессуальной состязательности сторон нарушен. Между ООО "Альба-Агро" и иностранным работником трудовой договор не заключался, Общество работодателем в данном случае не являлось, что свидетельствует об отсутствии вменяемого административного правонарушения. Работник ООО "Альба-Агро" М.А.Н. в силу своих должностных полномочий принимать решения о принятии кого-либо на работу не может, директор ООО "Альба-Агро" факт допуска к работе иностранных граждан последовательно отрицал, данные лица являлись работниками субподрядчика. Вывод о подтверждении вины Общества наличием постоянного контроля со стороны М.А.Н. за трудовой деятельностью иностранных граждан не соответствует действительности, эти функции М.А.Н. осуществлял в рамках требований договора подряда. Передаваемые М.А.Н. указанным лицам денежные средства принадлежали А.С.Ч. и не имели отношения к заработному фонду ООО "Альба-Агро". Иностранные граждане имели трудовые договоры с А.С.Ч., которые не предусматривают возможность работы по совместительству. Наличие фактических трудовых отношений со своими работниками А.С.Ч. подтвердил, в том числе исполнив свою обязанность по направлению в уполномоченный орган уведомления о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами. Отношения между ООО "Альба-Агро" и работниками А.С.Ч. представляют собой институт подряда. Вопреки позиции суда, не указание в договоре субподряда на то, что А.С.Ч. будет использовать при его выполнении труд иностранных работников, наличие указания на обязательство А.С.Ч. выполнять подсобные и вспомогательные работы, хотя согласно показаний свидетелей граждане Узбекистана являлись каменщиками, отсутствие в трудовом договоре с А.С.Ч. сведений о том, что М.М.С.у. будет работать в п. Савино на строительстве школы, не уведомление А.С.Ч. уполномоченного органа о заключении трудового договора с данным лицом, а также то, что А.С.Ч. не является индивидуальным предпринимателем, не имеет официального места работы и занимает должность в общественной организации, не свидетельствуют о том, что ООО "Альба-Агро" является для иностранных граждан работодателем. Выводы судьи о недостоверности договора подряда и трудового договора с иностранными гражданами не основаны на законе. Мотив для совершения незаконного деяния у ООО "Альба-Агро" отсутствует. Единственное доказательство вины Общества - объяснения иностранных граждан были признаны недопустимыми доказательствами.

Явившимся в судебное заседание законному представителю Общества П.И.Ю. и защитнику Афонину А.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные, соответственно, ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании законный представитель - директор ООО "Альба-Агро" и защитник - адвокат Афонин А.А. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Ивановской области Ш.Д.В. пояснил, что в ходе проведения проверки и административного расследования на основании собранных доказательств был сделан вывод о неисполнении ООО "Альба-Агро" обязанности по направлению уведомления в УМВД России по Ивановской области об использовании труда иностранного гражданина, поскольку М.М.С.у. работал под контролем сотрудника ООО "Альба-Агро" М.А.Н., в администрацию Савинского муниципального района по вопросу предоставления жилья для иностранцев также обращался представитель ООО "Альба-Агро" Р.В.А.. Трудовой договор А.С.Ч. с М.М.С.у. носит фиктивный характер, оформлен с целью легализации иностранного гражданина, фактически между ними трудовых отношений не было. А.С.Ч. не является лицом, осуществляющим строительную деятельность. Законодательно физическое лицо не может использовать труд иностранного гражданина на строительном объекте. А.С.Ч. мог использовать труд такого лица только для личных нужд в своем подсобном хозяйстве. Используя такую схему, ООО "Альба-Агро" пыталось избежать бремени работодателя иностранного гражданина по исполнению обязанности перед государством о направлении соответствующего уведомления и соблюдению требований о привлечении иностранца к работе строго по той профессии, которая указана у него в документах.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив дело в полном объеме и оценив доводы жалобы, нахожу постановление судьи не подлежащим отмене либо изменению.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) работодателем, заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (части 2, 3).

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (часть 4).

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 8).

Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Альба-Агро" в нарушение п. 8 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ по состоянию на 30 июля 2018 года не исполнило обязанность по уведомлению в установленном порядке УМВД России по Ивановской области об использовании в 2018 году труда гражданина республики Узбекистан М.М.С.у. в качестве подсобного рабочего на объекте строительства общеобразовательной школы на 700 учащихся в поселке Савино Ивановской области.

Вопреки доводам жалобы, указанные обстоятельства в полной мере подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьей районного суда при рассмотрении дела дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При этом доводы защитника о том, что работодателем по отношению к гражданину республики Узбекистан М.М.С.у. являлось физическое лицо А.С.Ч., были проверены судьей районного судья и обосновано отвергнуты.

Так, в соответствии с примечанием 1 к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Таким образом, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Доказыванию в настоящем деле подлежит фактический допуск ООО "Альба-Агро" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица и не направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации в течение трех рабочих дней с момента его допуска к работе уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг.

Из представленных материалов дела усматривается, что гражданин республики Узбекистан М.М.С.у. имеет патент на работу по профессии "подсобный рабочий", выданный 05.05.2018 года (л.д. 25), был поставлен на миграционный учет в п. Савино Ивановской области с 04 апреля 2018 года (л.д. 122). Согласно гражданско-правового договора на оказание услуг от 28 апреля 2018 года (л.д. 26) А.С.Ч. принимает на работу гражданина республики Узбекистан М.М.С.у. в качестве подсобного рабочего. О заключении указанного гражданско-правового договора А.С.Ч. уполномоченный орган в сфере миграции не уведомлял.

В силу положений п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом, только для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности.

Однако из показаний свидетелей М.С.М., А.С.Ч., М.А.Н., объяснения свидетеля К.В.М. следует, что в нарушение вышеуказанных требований закона относительно места и характера работы гражданин республики Узбекистан М.М.С.у. фактически выполнял трудовые функции не по обеспечению личных, домашних и иных подобных нужд А.С.Ч., а работал каменщиком в п. Савино на строительстве школы, которое осуществлялось ООО "Альба-Агро".

Материалами дела также установлено, что трудовые функции в качестве каменщика М.М.С.у. выполнял по поручению сотрудника ООО "Альба-Агро" прораба М.А.Н., который осуществлял ежедневный контроль за иностранными работниками, выдавал им средства индивидуальной защиты, контролировал качество выполняемых ими работ. Он же несколько раз передавал им деньги в счет оплаты выполненной работы.

Из объяснений свидетелей главы администрации Савинского муниципального района П.Н.Н., его заместителя М.В.П. видно, что в феврале 2018 года исполнявший обязанности руководителя ООО "Альба-Агро" Р.В.А. обратился в администрацию района и сообщил, что его предприятию к выполнению работ на объекте необходимо привлечь иностранных граждан. Через какое-то время обратился М.А.Н. с просьбой решить вопрос о размещении иностранных работников Общества в пос. Савино. В результате для нужд Общества администрацией была выделена одна из пустующих квартир в поселке. Руководство Общества позиционировало данных иностранцев как своих работников.

Свидетель М.А.Н. также показал, что жилье гражданам Узбекистана, работающим на стройке, предоставила администрация района, договор аренды был заключен с ним, оплату аренды производило ООО "Альба-Агро".

Совокупность вышеуказанных доказательств, подтверждающих незаконное нахождение группы иностранных граждан на строительном объекте, постоянный ежедневный контроль за их работой со стороны прораба Общества, активные действия по подысканию им жилья и оплате труда, обоснованно позволила судье районного суда сделать вывод о том, что именно ООО "Альба-Агро" был осуществлен фактический допуск к работе на строительстве школы в п. Савино гражданина Узбекистана М.М.С.у..

Приводимые защитой доводы о том, что руководство предприятия не могло знать о незаконном привлечении к труду иностранных граждан А.С.Ч., поскольку с ним был заключен договор субподряда на строительные работы, по которому он самостоятелен в привлечении рабочей силы, нельзя признать убедительными.

Договор субподряда от 20 марта 2018 года, заключенный между ООО "Альба -Агро" и А.С.Ч. не имеет существенного условия - предмета договора. Согласно п. 1.1 этого договора А.С.Ч. как субподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению подсобных и вспомогательных работ на строительстве школы (л.д. 74). Однако по факту иностранные граждане осуществляли работу по кирпичной кладке здания, которая не может быть отнесена к неквалифицированному труду.

Поскольку иностранные граждане не могли работать каменщиками, а также выполнять трудовые функции за пределами места жительства А.С.Ч., указание в договоре субподряда такого вида работ свидетельствует об информированности руководства ООО "Альба-Агро" о незаконном нахождении иностранных граждан на строительном объекте и очевидности для Общества нарушения миграционного законодательства.

При этом пояснения законного представителя Общества, защитника Афонина А.А., и свидетелей М.М.С.у., М.С.М., А.С.Ч. об осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами у А.С.Ч. были правомерно отвергнуты судьей районного суда на основе анализа представленных доказательств. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

Учитывая, что М.М.С.у. фактически ни одного дня не работал у А.С.Ч., а выполнял работы в интересах ООО "Альба-Агро", именно данное юридическое лицо было обязано направить соответствующее уведомление в миграционный орган. Отсутствие заключенного в установленной законом форме трудового договора (гражданско-правового договора) об обратном не свидетельствует.

Мотив противоправных действий обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, не является.

Само по себе несогласие автора жалобы с оценкой, данной судьей собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не может служить основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Наказание ООО "Альба-Агро" как субъекту малого предпринимательства назначено с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ путем замены административного штрафа на предупреждение.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, в том числе, по доводам, изложенным в жалобе, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 01 февраля 2019 года, которым ООО "Альба-Агро" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Афонина А.А. - без удовлетворения.

Судья Ивановского

областного суда: Н.С. Круглова

12-25/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "АЛЬБА-АГРО"
Другие
Афонин Артем Анатольевич
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Круглова Наталья Сергеевна
Статьи

ст. 18.15 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--iwn.sudrf.ru
05.03.2019Материалы переданы в производство судье
21.03.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее