Уид 05RS0013-01-2023-001059-03 2-1024/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председа- тельствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Агаевой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Дербенте гражданское дело №2-1024/2023г. по иску Магомедова Мирзалава Абдулгамидовича к СПК Племхоз «Уркарахский», третье лицо: Управление Росреестра по РД, о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Магомедов М.А. обратился в суд с иском о признании права собствен-ности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Мотивируя свои доводы тем, что 25 апреля 1998 года на основании договора купли-продажи, заключенного между совхозом «Уркарахский» <адрес> и Магомедовым Мирзалавом Абдулгамидовичем, приобрел в собственность жилой дом площадью 282.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Указанное недвижимое имущество находилось в ведомости Махачка-линского рыбоконсервного комбината, рыбзавода №.
15 февраля 2021 года здание было поставлено на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер №
14 октября 2022 года он обратился в Дербентский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по РД с заявлением о регистрации права собственности на приобретенный дом. 22 января 2023 года в регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в ЕГРН было отказано со ссылкой на отсутствие зарегистрированного права в ЕГРН на земельный участок, на котором расположено здание площадью 282.7 кв.м.
С 1998 года он, открыто, добросовестно и непрерывно владеет и пользуется как своим собственным недвижимым имуществом, содержит его в состоянии, пригодной для эксплуатации, оплачивает ремонт и коммунальные услуги.
Магомедов М.А. владеет вышеуказанным объектом недвижимого имущества уже более 25 лет. В ЕГРН отсутствуют записи о регистрации прав на данное имущество. Третьи лица не предъявляли прав на данное имущество, не требовали передать его им. Недвижимое имущество не числится ни в государственной, ни в муниципальной собственности.
Просит признать за ним, Магомедовым Мирзалавом Абдулга-мидовичем, право собственности на здание жилого дома общей площадью 282,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Магомедов М.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика СПК Племхоз «Уркарахский», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель третьего лица Управления Росреесра по РД, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу без участия не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государ-ственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301, 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1,4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как указано в абзаце 1 п.16 приведенного выше Постановления, по смыслу ст.225, 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.По смыслу положений ст.234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям ст. 234 ГК РФ само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Согласно абз. 1 п. 19 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. 11, 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно договору купли-продажи от 20 апреля 1998 года, Магомедов М.А. у Совхоза «Уркарахский» <адрес> приобрел в собственность жилой дом 1946 года постройки, находящийся по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Магомедов М.А. пользуется имуществом более 25 лет, несет расходы по содержанию жилого помещения, пользуется им добросовестно, открыто и непрерывно, содержит его в технически исправном состоянии, исполняет все права и обязанности собственника, осуществляет ремонт и содержание.
То обстоятельство, что с момента вступления во владение спорным недвижимым имуществом Магомедов М.А. владел им открыто, как своим собственным, добросовестно и непрерывно, ответчиком не оспаривалось.
Данных о том, что спорное недвижимое имущество признавалось бес-хозяйным, либо о том, что оно является самовольной постройкой, не имеется.
Срок владения истца гаражом составляет с 1998 года, следовательно, истек, установленный ст.234 ГК РФ пятнадцатилетний срок приобретательной давности.
Согласно п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности, судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Таким образом, Магомедов М.А. в силу приобретательной давности приобрел право собственности на жилой дом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат госу-дарственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным зако-ном.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Магомедова Мирзалава Абдулгамидовича, удовлетворить.
Признать за Магомедовым Мирзалавом Абдулгамидовичем, право собственности на здание жилого дома общей площадью 282,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для Управления Росреестра по РД для регистрации права собственности за Магомедовым Мирзалавом Абдулгамидовичем, право собственности на здание жилого дома общей площадью 282,7 кв.м., с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Дербентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Сурхаев
Решение в окончательной форме принято 21.07.2023 г.
Судья М.Р. Сурхаев