Дело №5-44/2024
УИД: 56RS0024-01-2024-000716-63
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п.Новосергиевка 11 июня 2024 года
Судья Новосергиевского районного суда Оренбургской области Каменцова Н.В., ознакомившись при подготовке к рассмотрению с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ в отношении Востриковой Елены Александровны,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Новосергиевский районный суд Оренбургской области поступил протокол с приложенными к нему материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ в отношении Востриковой Е.А.
Изучив протокол об административном правонарушении и представленные материалы, судья приходит к следующему.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (ст.29.1 КоАП РФ).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Согласно второму абзацу ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
В материалах дела имеется определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (ч.2 ст.28.7 КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч.1 ст.28.7 КоАП РФ.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Исходя из смысла названной нормы административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, иными протоколами, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится. Проведение административного расследования должно состоять из реальных, фактически проводимых действий.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, тем не менее, с момента вынесения названного определения до составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ фактически административное расследование по данному делу не проводилось. При этом по настоящему делу экспертиза не проводилась, а проведенное исследование, изъятой жидкости, оформленное в виде заключения специалиста, к таковым не относятся.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что административное расследование по данному делу фактически не проводилось.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч.1 ст.46 и ч.1 ст.47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
На основании изложенного, судья считает необходимым дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП Российской Федерации в отношении Востриковой Е.А. передать на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №2 Новосергиевского района Оренбургской области.
На основании изложенного и руководствуясь п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол с приложенными к нему материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ в отношении Востриковой Елены Александровны передать на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №2 Новосергиевского района Оренбургской области.
Судья Н.В. Каменцова