Дело № 12-38/2018
РЕШЕНИЕ
пгт. Ленинское 06 сентября 2018 года
Судья Шабалинского районного суда Кировской области Лазарев О.С. единолично,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шабалинского районного суда Кировской области жалобу защитника Смирнова Д.М. в интересах Гмызина Е.А. на постановления №№ 47 и 48 от 12 июля 2018 года в отношении:
Гмызина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, гражданина РФ, русского, женатого, инженера по лесному фонду общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие «Алмис» (далее - ООО ПКП «Алмис»), ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 47 от 12 июля 2018 года начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Шабалинского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Шабалинском лесничестве Кировской области Попова Е.А. Гмызин Е.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15300 рублей.
Постановлением № 48 от 12 июля 2018 года начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Шабалинского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Шабалинском лесничестве Кировской области Попова Е.А. Гмызин Е.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15400 рублей.
Не согласившись с указанными Постановлениями, заявитель - защитник Смирнов Д.М., не оспаривая факт совершения административных правонарушений, обжалует их, просит отменить Постановления и вернуть их на новое рассмотрение. В качестве доводов заявитель указывает следующее. В один и тот же день, тем же должностным лицом за совершение в один период времени на территории одного лесничества при использовании леса по одному договору аренды лесного участка в результате одного бездействия в отношении Гмызина Е.А. составлены иные постановления о назначении административного наказания по ст. 8.25 КоАП РФ и постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Обнаружены данные нарушения в ходе единого патрулирования территории лесного фонда Гостовского участкового лесничества Шабалинского лесничества на основании одного поручения Министерства лесного хозяйства Кировской области № 3 от 01.06.2018. Эти нарушения независимо от пунктов Правил и количества мест лесопользования образуют единый состав административного правонарушения. Поэтому правовых оснований для составления не одного, а нескольких протоколов об административных правонарушениях не было. Должностное лицо, которому одновременно поступило несколько таких дел, должно было вынести одно постановление в отношении Гмызина Е.А. в порядке ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ.
28.08.2018 определением судьи указанные жалобы объединены в одно производство.
Отзывы на жалобы не представлены.
Судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом уведомленных лица, привлечённого к административной ответственности, - Гмызина Е.А., его защитника Смирнова Д.М., должностного лица – Попова Е.А., представителя министерства лесного хозяйства Кировской области, от которых ходатайства об отложении судебного заседания не поступали.
Согласно письменным пояснениям защитника Смирнова Д.М., доводы жалобы он дополнил тем, что в постановлениях №№ 47 и 48 указан не тот орган власти, который утвердил Правила заготовки древесины № 474 от 13.09.2016. Правонарушения совершены впервые, угрозы не представляют, поэтому должно быть назначено предупреждение. Размер штрафа назначен без учёта материального положения привлекаемого лица, Гмызин Е.А. является работником субъекта малого предпринимательства.
Исследовав доводы жалоб и письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ наступает за нарушение правил заготовки древесины и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ наступает за нарушение правил санитарной безопасности в лесах и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
Согласно п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах, при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению её от заселения стволовыми вредителями. В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 18.08.2016) утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Правила заготовки древесины).
Согласно п. 12 (г) Правил заготовки древесины, запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Согласно п. 12 (к) Правил заготовки древесины, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно обжалуемым постановлениям и материалам дела, 19.06.2018 инженером по охране и защите леса 2 категории КОГКУ «Кировлесцентр» Гмызиным С.К. совместно с лесничим Свечинского участкового лесничества Свечинского филиала КОГКУ «Кировлесцентр» Неволиным С.П. на основании поручения Министерства лесного хозяйства Кировской области № 3 от 01.06.2018 проведено патрулирование территории лесного фонда: Шабалинское лесничество Гостовское участковое лесничество, квартал № 82, выдел № 1, лесосека площадью 12,2 га (форма рубки – рубка спелых и перестойных лесных насаждений, выборочная), разрабатываемая ООО ПКП «Алмис» на основании договора аренды лесного участка от 12.09.2016 № 35-65 и лесной декларации № 1 от 23.01.2018 со сроком окончания заготовки 31.12.2018.
При патрулировании выявлено, что:
- при заготовке древесины на лесосеке оставлены срубленные невытрелеванные, неочищенные от сучьев, неокоренные единичные деревья, что является нарушением п. 12 (г) Правил заготовки древесины, п. 19 Правил Пожарной безопасности в лесах, п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах. Данное нарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ с составлением протоколов об административных правонарушениях №№ 29-60, 29-61 и 29-62 от 06.07.2018 и постановлением о назначении административного наказания № 47 от 12.07.2018;
- при заготовке древесины на лесосеке не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, что является нарушением п. 12 (к) Правил заготовки древесины, п. 16 Правил Пожарной безопасности в лесах, п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах. Данное нарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ с составлением протоколов об административных правонарушениях №№ 29-63, 29-64 и 29-65 от 06.07.2018 и постановлением о назначении административного наказания № 48 от 12.07.2018.
Из пункта 11 Правил заготовки древесины следует, что вывоз заготовленной древесины должен осуществляться лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. В данном случае срок заготовки древесины установлен до 31.12.2018 на основании лесной декларации. Таким образом, в бездействии Гмызина Е.А. отсутствует состав правонарушения за нарушение п. 12 (г) Правил заготовки древесины. В связи с чем обжалуемое постановление № 47 от 12.07.2018 подлежит изменению с исключением правонарушения в этой части.
Виновность инженера по лесному фонду ООО ПКП «Алмис» Гмызина Е.А. в совершении остальных указанных административных правонарушений подтверждается материалами (копиями): лесной декларации, выпиской из приказа о приёме на работу, должностной инструкцией, протоколами об административных правонарушениях, актом совместного патрулирования территории лесного фонда с указанием выявленных нарушений и фиксацией их на приложенных фототаблицах, иными материалами дела.
Указанные выше доказательства отвечают требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом признаю технической ошибкой, не влияющей на квалификацию правонарушения и существо дела указание в постановлениях лесничего Воробьёва А.А. вместо лесничего Неволина С.П., который 19.06.2018 участвовал в патрулировании территории лесного фонда совместно с Гмызиным С.К.
Признаю технической ошибкой, не влияющей на квалификацию правонарушения и существо дела указание в постановлении № 48 на то, что Правила заготовки древесины № 474 от 13.09.2016 утверждены не Минприроды России, а Федеральным Агентством лесного хозяйства, поскольку в данном постановлении указано на нарушение конкретного пункта – 12 (к) Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.
Кроме того, указание в протоколах об административных правонарушениях и обжалуемых постановлениях номера лесосеки «2» вместо «1» также признаю технической ошибкой, не влияющей на существо правонарушения, поскольку в лесной декларации и изменениях к ней ООО ПКП «Алмис» осуществляет заготовку на лесном участке: Шабалинское лесничество Гостовское участковое лесничество, квартал № 82, выдел № 1, лесосека 1 площадью 12,2 га, а также привлечённым лицом и его защитником не оспаривается факт совершения правонарушений на указанном лесоучастке.
В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях должностным лицом юрисдикционного органа в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённых административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административных правонарушений, лицо, допустившее нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, виновность указанного лица.
Таким образом, бездействие инженера по лесному фонду ООО ПКП «Алмис» Гмызина Е.А. правильно квалифицировано в постановлении № 47 по ч. 1 ст. 8.32 и ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и в постановлении № 48 по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Гмызина Е.А. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. С учётом характера совершённого правонарушения, посягающего на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, степени потенциальной опасности, угрозы причинения вреда объектам растительного мира и конкретных обстоятельств дела, оснований считать противоправное деяние малозначительным не имеется. Учитывая изложенное, оснований для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не имеется. Наказание в виде предупреждения для работников предприятий, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства возможно, в случае, если наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II КоАП РФ. В данном случае санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждения.
Обстоятельств, влекущих прекращение дела в ходе судебного разбирательства, не установлено.
Составление нескольких протоколов об административных правонарушениях соответствует действующему законодательству и является правомерным.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем при назначении Гмызину Е.А. административного наказания должностным лицом юрисдикционного органа оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дел по жалобам защитника Смирнова в интересах Гмызина Е.А. на постановления о назначении наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.25, 8.31, 8.32 КоАП РФ, наказания по постановлениям №№ 47 и 48 были назначены Гмызину Е.А. с учётом вынесения иных постановлений, что не соответствует закону.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.
При этом в силу части 2 данной статьи, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно части 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно положениям статьи 16 Лесного кодекса РФ, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелёвку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Рубка для заготовки древесины осуществляется на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения).
Заготовка древесины осуществляется в пределах расчётной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам (пункт 9 Правил заготовки древесины).
При таких обстоятельствах должностное лицо юрисдикционного органа, к которому одновременно поступило несколько таких дел должно было вынести одно постановление в отношении Гмызина Е.А. в порядке ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ за все выявленные нарушения Правил заготовки древесины, Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, допущенные Гмызиным Е.А. по его вине на территории лесного фонда: Шабалинское лесничество Гостовское участковое лесничество, квартал № 82, выдел № 1, лесосека 1, площадью 12,2 га (форма рубки – рубка спелых и перестойных лесных насаждений, выборочная).
Тем самым, Гмызин Е.А. в нарушение п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ понёс административную ответственность неоднократно за одно и то же бездействие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ, хотя ему надлежало назначить одно наказание в пределах санкции той статьи, что предусматривает более строгое наказание.
В связи с чем обжалуемые постановления № 47 и 48 подлежат изменению, при этом положение Гмызина Е.А. не ухудшается.
На основании изложенного выше нахожу несостоятельным довод защитника Смирнова Д.М. о том, что в один и тот же день, тем же должностным лицом за совершение в один период времени на территории одного лесничества при использовании леса по одному договору аренды лесного участка в результате одного бездействия в отношении Гмызина Е.А. составлены иные постановления о назначении административного наказания по ст. 8.25 КоАП РФ и постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Обнаружены данные нарушения в ходе единого патрулирования территории лесного фонда Гостовского участкового лесничества Шабалинского лесничества на основании одного поручения Министерства лесного хозяйства Кировской области № 3 от 01.06.2018. Эти нарушения независимо от пунктов Правил и количества мест лесопользования образуют единый состав административного правонарушения. Поэтому по всем правонарушениям, по которым вынесены протоколы в отношении Гмызина Е.А., должно быть вынесено одно постановление о назначении административного наказания.
Как видно из материалов дела, нарушения, послужившие основанием для привлечения должностного лица Гмызина Е.А. к административной ответственности с вынесением иных постановлений, выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках, имеющих различные местонахождение, площадь и объёмы заготовки древесины по разным древесным породам и формам рубки. Таким образом, объединение иных постановлений с постановлениями №№ 47 и 48 безосновательно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ №№ 47 ░ 48 ░░ 12.07.2018 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. № 47 ░░ 12.07.2018 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 8.25, ░. 1 ░░. 8.32, ░. 1 ░░. 8.31 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 12 (░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.25 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. №№ 47 ░ 48 ░░ 12.07.2018 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 4.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.25 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №№ 47 ░ 48 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12.07.2018, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░